Многие из нас родители, и наступает момент, когда необходимо определить: в состоянии ли ребёнок самостоятельно ходить в школу, в магазин, гулять на улице и т. д.
Ребёнок повзрослел
Как понять, что для ребёнка наступил новый период жизни, и пора самому решать мелкие проблемы, передвигаться, а главное — готов ли он к этому?
Нет единой шкалы, благодаря которой можно с уверенностью утверждать, что пора прививать навыки самостоятельно действовать, обслуживать себя, реализовывать свои потребности. Если отталкиваться от буквы закона, то только в 18 лет подросток перестает быть подконтролен взрослым, может оставаться на улице после 22:00 без сопровождения. В некоторых регионах возрастные рамки установлены в пределах 16 лет. Поэтому до этого времени пребывание детей на улице без сопровождения родителей поздним вечером чревато наказанием виде штрафа, а при повторном нарушении его размер увеличивается в несколько раз.
А когда можно без опаски отпускать малыша во двор на прогулку? Многое зависит от характера ребёнка: если он непоседлив и суетлив, стоит отказаться от этой идеи. Некоторым детям достаточно несколько раз повторить и описать опасные для жизни и здоровья ситуации, а другим этого мало. Еще один из факторов — возраст. Не стоит надеяться на старшего ребёнка и на долгое время оставлять под присмотром подростка маленького члена семьи. Также опасно отпускать во двор или на близлежащую территорию детей, если вокруг много машин, участок для игр не огорожен. В таких случаях присутствие родителей необходимо, так как во время игры малыш не всегда контролирует ситуацию и может выскочить на дорогу, не осознавая, что ему грозит опасность.
Если решение предоставить больше свободы принято, то первое время нужно наблюдать со стороны за поведением ребёнка. Выполняет ли он обещание не покидать площадку или выбегает со старшими ребятами на дорогу. Только строгое соблюдение правил безопасности поможет избежать неприятностей и травм. До 5 лет о том, чтобы малыш самостоятельно гулял даже в самом безопасном на первый взгляд месте, не может быть и речи. Он еще слишком доверчив и быстро забывает данные обещания. Необходимо чтобы ребёнок понял: он стал взрослее, вы доверяете ему, не критикуете по мелочам, и тогда он будет вести себя так, как требуют родители.
Родители и их взгляд на самостоятельность
Когда малышу около года, ему требуется поддержка, так как трудно ходить. После 3 лет важно предоставить свободу в определенных действиях, чтобы позволить ему освоить основные навыки. К семи годам ребёнок должен в ситуации, когда делает ошибку, научиться ее исправлять. При вступлении в подростковый возраст пора обнаруживать связь между поступками и возможными последствиями. Важно донести, что ответственность за то или иное действие лежит уже на самом ребёнке, и он это должен осознавать.
В некоторых случаях дети отказываются выполнять те или иные задания, и этому есть объяснение. Зачастую излишняя критика со стороны родителей становится причиной того, что малыш опасается сделать что-то не так и с удовольствием предоставляет инициативу им. Он выбирает более безопасный путь, при котором есть возможность избежать нареканий от взрослых.
При том, что каждый из родителей желает, чтобы ребёнок помогал, убирал игрушки, выполнял мелкие поручения, не все правильно мотивируют свое чадо. Видя, что у него не получается с первого раза, прерывают эксперимент и доделывают за него задание. Если не позволять ему совершать ошибки, попытки сделать что-либо самостоятельно будут появляться все реже.
Воспитание малыша
Помощь необходима только в тех вопросах, которые ребёнок может выполнить в силу возраста. Не стоит его чрезмерно опекать, стараться облегчить задачу, жалеть. Лучше выяснить, на каком этапе произошла загвоздка, и оказать помощь, а далее предоставить возможность продолжить действие.
Он должен знать, что родители всегда придут на подмогу, посоветуют, объяснят. Это позволит ему без опаски начать новое дело, незнакомую задачу, появится уверенность в себе, в своих силах, разовьется фантазия. Исключив нотации и критику при первом опыте сделать что-то самостоятельно, взрослые помогают малышу не бояться принимать решения. Если уже и случилось так, что задача не выполнена, необходимо установить причинно-следственную связь между действием и результатом.
Основное правило — выполнять задание вместе с ребёнком, а не вместо него. Разграничив задачу на сложные и простые действия, выполнять их попеременно, благодаря этому он научится работать в команде, что пригодится в будущем.
Основная проблема для взрослых — набраться терпения и воздержаться от желания помочь, исправить, облегчить выполнение задания.
Самостоятельный или послушный?
Некоторые путают эти понятия. Если родители хотят, чтобы ребёнок самостоятельно принимал решения, стоит предоставить ему возможность действовать на основании своих рассуждений, своим умом. Это не всегда схоже с тем, как представляют это взрослые люди. Если это не угрожающая жизни или безопасности ситуация, необходимо позволить ему выполнить задание так, как он это представляет. И только потом проанализировать ошибки и сделать выводы. Необходимо понять: понимает ли он, что несет ответственность за принятые решения?
Легче всего стать авторитарным контролером, который всегда знает, как сделать лучше, поступить правильно. Имеет право на существование версия отношений, при которой у взрослеющего ребёнка появляются сомнения в верности взглядов родителей. Обсуждая эти вопросы спокойно, без отрицания и негативной окраски, проще понять друг друга.
Совместные планы, режим
Удобно приказным тоном отправить ребёнка, например, учить стихотворение, и результат не всегда будет положительным. Возникнет или сопротивление со стороны ученика, или некачественно выполненное задание. Есть другой подход: предоставить выбор по времени. Если оторвать его от увлекательной игры, то и занятия станут ненавистными, а мама деспотом. Пусть он сам определит, когда учить стих, но при этом легче контролировать выполнение обещания, и его решение о выборе времени становится отправной точкой в требованиях родителей.
Настольные, подвижные игры, помогают малышу понять, как принимать самостоятельные решения. В этом пространстве есть определенная свобода действий, при которой существует несколько вариантов поведения, и выбирая один из них, ребёнок видит конечный результат.
Если родители особое внимание уделяют распорядку дня, это структурирует жизнь ребёнка, и впоследствии будет не так сложно выполнять запланированные действия. Когда он четко знает, что от него требуют, вовремя все выполняет, чувствует себя взрослым, и маме не приходится тратить лишнее время на уговоры. Основные принципы: забота — не чрезмерная, опека — не безоглядная. В каждом действии должен присутствовать здравый смысл, тогда и малыш будет счастлив, и родители спокойны за него.