Вымышленный мир занимает значительное место в жизни детей. Все волшебные сказки, книги, мультфильмы способствуют развитию воображения. Без него у ребёнка не разовьется абстрактное мышление и способность придумывать новое, творить и изобретать. Но некоторые фантазии детей вызывают опасения у взрослых. Они боятся, что ребёнок утратит связь с реальностью и забудет о конкретных вещах. К тому же, фантазии бывают совсем не безобидными и могут приобретать характер лжи. Последнее свидетельствует о наличии серьезных психологических проблем или нарушении коммуникации между ребёнком и значимыми взрослыми.
Почему дети фантазируют?
До определенного возраста, примерно до 12-13 лет дети не всегда осознают грань между вымышленным и реальным миром. Поэтому у них часто появляются воображаемые друзья или страх перед сказочным персонажем. Детские фантазии могут тревожить и пугать взрослых — они считают, что воображаемый друг появляется от того, что с ребёнком никто не дружит. На самом деле фантазии являются естественным этапом развития креативного мышления.
Развитию фантазии у детей от 2 лет способствует чтение сказок, игры с предметами и игрушками. Далее, к 3 годам появляется способность играть в ролевые игры, например, «магазин», «дочки-матери» или «школа». Некоторые дети придумывают собственные истории, играя с камнями, растениями или другими предметами.
Воображение может формировать у ребёнка такие полезные привычки, как планирование и организация собственной жизни, полезная релаксация, творческая активность. Но фантазии могут быть и настораживающими и внушать опасения, если они появляются из страхов или лжи. Ребёнок может лгать по разным причинам — из страха быть наказанным или слишком большого количества запретов.
Фантазия отличается от лжи тем, что способствует развитию у ребёнка способности к творчеству. А ложь — это преднамеренное искажение фактов с целью самозащиты или получения выгоды. Бороться с детской креативностью не следует, а для профилактики лжи взрослым следует задуматься о собственных методах воспитания и взаимодействия с ребёнком.
Как воображение формирует полезные привычки?
Родители сегодняшних дошкольников стремятся начать их всестороннее развитие как можно раньше, отдавая их во всевозможные кружки и секции. Ими движет стремление сделать ребёнка успешным, образованным и креативным. Но, как ни странно, раннее начало дополнительного образования не способствует развитию полезных привычек. Например, при возникновении перерыва в занятиях ребёнок скучает и не знает, чем себя занять. Наличие свободного времени способствует развитию фантазий. Поэтому необходимо, чтобы у ребёнка выработались привычки для досуга вне детского сада, школы или кружков.
Детское творчество — это еще один интересный и полезный способ познания мира. Поскольку дошкольнику еще не знакомы естественный и точные науки, вроде физики и математики, то он многое додумывает и придумывает. Не все взрослые способны адекватно оценить рисунки, рассказы или поделки. В некоторых случаях они не обращают на них внимания или критикуют. И это лишает ребёнка многих полезных навыков, в том числе и развития креативности. Кроме того, отсутствие внимания родителей к детским рассказам способно серьезно ухудшить отношения с ребёнком.
Фантазии играют важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка. Они способствуют развитию творческого мышления, которое пригодится ему в любой сфере деятельности и при выборе будущей профессии. Творчествопомогает развивать эмоциональный интеллект, навык параллельной обработки информации и способность к планированию.
Фантазии и стремление к творчеству
Без фантазии не появились бы значимые произведения мировой художественной культуры и полезные изобретения, без которых невозможно представить жизнь современных людей. Если взрослые не препятствуют развитию воображения у ребёнка, то вполне возможно, что со временем он станет талантливым ученым, изобретателем или педагогом. Существуют даже специальные кружки для развития креативного мышления.
Воображение не обязательно развивать в кружках — родители могут и сами заниматься с ребёнком — рисовать, читать, делать поделки. Обсуждение книг или мультфильмов способствует не только развитию креативности, но и критического мышления. Не следует бояться и слишком богатой фантазии и замены реального мира на воображаемый. Ребёнок способен осознавать границы между фантазией и реальностью.
Игра помогает получить представление о мире и его устройстве. Эту же функцию в жизни ребёнка выполняет и фантазия. И это вовсе не бесполезная трата времени, как думают многие взрослые, а пути к развитию многих полезных навыков. В возрасте 3-4 лет он способен различать понятия «по правде» и «понарошку». Опасаться смешения фантазий и реальности следует только тогда, когда у ребёнка наблюдаются некоторые психологические проблемы — неуверенность в себе, навязчивые страхи или повышенная тревожность.
Воображение может способствовать развитию страхов и избавлению от них. Например, ребёнок дошкольного возраста может нарисовать монстра, который будто бы находится под кроватью и сделать его веселым — раскрасить яркими красками или пририсовать бантики. Взрослым не следует ругать или критиковать малыша за его страхи. Вместо этого следует поговорить с ребёнком о том, что его беспокоит и посидеть рядом с ним.
Развитию «страшных» фантазий способствует просмотр телевизора и компьютерные игры. Поэтому взаимодействие малыша до 5 лет с визуальным контентом следует ограничить. К тому же книги больше способствуют развитию воображения, чем мультики или видеоигры. Не следует ругать или критиковать ребёнка за мысли «о розовых слонах» на уроке математики. Возможно, что его интерес вызывают не цифры, а гуманитарные предметы, такие, как история или литература.
Играя в игры и проявляя фантазию, ребёнок самостоятельно учится отличать реальный мир от воображаемого. Поэтому, в большинстве случаев у взрослых нет повода опасаться, того, что он «уйдет» в него полностью. Безусловная польза детских фантазий заключается в развитии интеллекта и креативности, которые пригодятся ему в различных сферах деятельности.