Особенности психического развития детей дошкольного возраста изучались многими детскими специалистами, на основании исследований которых были выделены определенные закономерности.
Психология дошкольников
Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте в первую очередь заключаются в появлении произвольного поведения. Ребёнок учится осознанно управлять собой и собственными поступками, начинает осознавать собственные возможности. Если в 3-4 года ребёнок действует в зависимости от конкретной ситуации, то ближе к 7 годам из каждой такой ситуации он старается выделить определенные закономерности.
Психологами выделены следующие изменения, характерные для дошкольного развития ребёнка:
- Формирование мировоззрения.
Начинается от прямых причинно-следственных связей «Я ударился, поэтому у меня болит рука») и заканчивается более сложным определением зависимостей предметов и явлений («Если снег будет идти еще несколько дней, то людям, и машинам будет сложно передвигаться по сугробам»).
- Система моральных оценок.
Оценивая ту или иную ситуацию, ребёнок рассуждает, исходя из основных понятий «плохо-хорошо» и их производных. «Животных бить нельзя, потому что это жестоко», «Я помогаю младшей сестре, потому что я добрый».
Мотивация собственных поступков. Появляется больше осознанных действий, ребёнок ответственно относится к выполнению данных им обещаний. «Сейчас я хочу поиграть, но я обещал маме убрать игрушки в комнате».
- Произвольное поведение.
Если раньше ребёнок действовал, отталкиваясь от внешних факторов (и поэтому многие родители жалуются на непослушных детей), то к старшему дошкольному возрасту дети могут осознанно контролировать собственные действия даже в присутствии внешних раздражителей.
- Осознание качеств собственной личности.
Ребёнок понимает, что его окружает множество других детей, а также взрослых, и постепенно выстраивает свое место в этой социальной системе. Это является началом становления самооценки.
Все перечисленные изменения являются продуктом возрастного кризиса, так называемого переломного момента, который возникает в конце дошкольного и начале младшего школьного возраста. Сформированность данных параметров является показателем готовности ребёнка к школе.
Возможные проблемы дошкольного возраста
Особенности психического развития детей дошкольного возраста определяют основные психологические проблемы, к которым родителям дошкольников следует быть внимательнее. Частым явлением у детей в этом возрасте является тревожность. Основными причинами ее формирования являются неблагоприятные отношения с родителями, а также в других социальных группах.
Среди дошкольников встречаются также агрессивные дети, выражающие подозрительность, настороженность. Агрессия у детей часто возникает на фоне неблагоприятной ситуации в семье, а также по причине недостаточного (или, наоборот, гипертрофированного) внимания к ребёнку.