Развитие ребенка: особенности психики

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста охватывает период от 3-х до 6-7-ми лет, и соответственно делится на несколько этапов:

  • Младший дошкольный — от 3-х до 4-х лет.
  • Средний дошкольный — от 4-х до 5-ти лет.
  • Старший дошкольный — от 5-ти до 7-ми лет.

Отличительной особенностью психического развития ребёнка является момент игры, которая сопровождает все этапы его развития. Игра помогает развиться коллективистским задаткам и гуманному отношению к окружающим, отвлечься от происходящего и построить свой собственный мир. Постепенно от простейших игр с повторением монотонных действий, дети переходят к конструированию и обучающим занятиям. Общение со взрослыми тоже начинает носить познавательный характер, а ребёнок невольно начинает требовать отношения к себе как к равному.

Не менее важны взаимоотношения детей между собой. На разных возрастных этапах они носят разный характер. Для самых младших дошкольников характерен момент подражания, повторения действий вслед за взрослыми. С 3-х лет с помощью подражания усваиваются те или иные нормы поведения, начинаются первые игры с предметами. Часто они носят уже характер совместных действий.

У дошкольников среднего возраста немалое значение начинают играть сложившиеся в детском коллективе отношения. Именно по ним можно судить о степени коммуникабельности или наоборот замкнутости ребёнка. Развитие детей дошкольного возраста отмечено неустойчивостью психики, и часто их реакция на окружающих абсолютно непредсказуема. Воспитательный момент может оказать здесь неоценимую роль и вовремя скорректировать поведение ребёнка, не дав нанести травму его психике. 

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает согласовывать и чередовать свои действия с партнером, он уже может контролировать действия других, исправлять свои и чужие ошибки. Возрастает не только активность действий ребёнка, становится шире набор элементов его труда и деятельности по образу взрослых. Одновременно ребёнок осваивает различные умения и навыки, которые позволяют ему самоутвердиться в коллективе. В итоге в дошкольном возрасте можно достичь такого уровня психического развития ребёнка, при котором помимо всех познавательных процессов будут задействованы речевые, сенсорные, двигательные процессы и ряд интеллектуальных навыков. 

Сенсорное развитие ребёнка

Развитие ребёнка, основанное на ощущениях представляет собой ни что иное как совершенствование наглядных представлений. За счет снижения порога чувствительности у ребёнка обостряется зрение, различение цветовой гаммы и высоты звуков, форм и веса предметов. Обследуя объекты, дети уже способны различить их характерные свойства. К сенсорным функциям подключается наглядно-образное мышление, которое потом перейдет в схематическое и логическое. Умение сопереживать героям сказок постепенно сменяется собственными видами творчества — лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Т.е. постепенно ребёнок от представлений переходит к практике. Развитие детей дошкольного возраста вступает в новую фазу -- наступает момент оценки своих деяний, а значит момент нравственного воспитания. Ребёнку просто необходимо одобрение его поступков и поведения, похвала действий творческого характера. Развитие ребёнка все больше обуславливается воздействием внешних факторов и непосредственным личностным взаимодействием с ними.  

Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

По мнению психологов к 7-ми годам развитие речи у детей становится необходимым средством мышления и общения. Увеличивается словарный запас, ребёнок начинает правильно слышать и говорить. Он старается творчески развивать родной язык, к тому же развитие речи у детей начинает носить осознанный характер и активно включается в познавательный процесс. Рассказывая об увлекательных событиях, ребёнок пытается придать своей речи еще и эмоциональную окраску. В итоге в дошкольном возрасте ребёнок усваивает те же формы устной речи, что и взрослые. Задатки его психического развития раскрываются во всей полноте. Общение со сверстниками в этом случае становится более полноценным и способствует грамотному развитию речи у детей, а вместе с ним и развитому процессу мышления.

Память в развитии детей дошкольного возраста

Несмотря на то, что память в жизни человека проходит долгий путь развития, именно в период детства ребёнок с необыкновенной легкостью запоминает самую разнообразную информацию, тем более, если она находит у него эмоциональный отклик. Не последнюю роль играет образный ряд, который помогает запоминать словесный материал. Включение памяти в развитии детей дошкольного возраста в этот период трудно переоценить. Именно память выводит психические функции и восприятие на новый уровень.

С развитием речи у детей возникает термин «понятия». Все чаще ребёнок начинает связывать внешние признаки предметов с их внутренним содержанием, опять же по типу того, которое в них вкладывают взрослые. Дети начинают осознанно контролировать свои действия, несмотря на то, что до этого у них преобладало непроизвольное поведение. Таким образом в развитии ребёнка наступает переход от предметного мышления к образному, логическому.

Роль игры в психическом развитии ребёнка

Роль игры в психическом развитии ребёнка

До 3-х лет ребёнок способен лишь манипулировать предметами. Затем он получает возможность исполнять в игре свою роль. Появляются правила игры, которым надо следовать и собственные желания отходят на второй план. Сюжет — еще одно из обязательных условий игрового процесса. С возрастом игры становятся все более разнообразными и продолжительными. Благодаря своему воображению дети могут настолько увлечься процессом, что теряют счет времени.

Если для возрастной группы детей 3-5 лет свойственно воспроизводить и следовать действиям взрослых, то дети от 5 до 7 лет воспроизводят действия взрослых чисто условно и делают акцент на их взаимоотношениях, что усиливает психологическую сторону детских игр. В этот период развития ребёнка стоит подключить игры, развивающие фантазию и вызывающие определенный психологический настрой. Понятия психологии восприятия и состояний психики здесь соприкасаются самым тесным образом. 

Особенности психического развития детей

Осознавая свои переживания через положительные и отрицательные эмоции, ребёнок, тем самым, развивает самосознание, оценивает свои умения, качества физического и нравственного порядка. Познавательная и креативная деятельность ребёнка оказывается напрямую связана с развитием эмоциональной сферы, а значит и психики.

Игра, речь, мышление и оценка собственных действий непосредственным образом способствуют формированию и развитию произвольных психических процессов. В каком-то роде старший дошкольный возраст можно назвать «переходным», и он способен преподнести родителям ребёнка определенные сюрпризы. Психическое развитие ребёнка перестраивается от непроизвольных реакций и действий ребёнок переходит к осознанным, более мотивированным. Развитие ребёнка и его деятельности вносит свои коррективы в палитру психических состояний, возникает осознание качеств собственной личности, формируется мировоззрение и система моральных оценок. Развитие детей начинает двигаться от восприятия внешних раздражающих факторов к процессу самопознания. Именно в старшем дошкольном возрасте детская психика очень подвижна и родители должны отнестись к этому моменту в развитии ребёнка с особым вниманием и пониманием.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 24.04.2016 12:17, обновлено 13.12.2019 11:59
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Опыт работы врача-психотерапевта с детьми, прошедшими этап сюжетно-ролевой игры развития психики в условиях виртуального пространства (компьютерных игр) / Андреюк В.А. // Практическая медицина 2009 №6(38)

Читайте также

Психическое и физическое развитие ребенка
Как пальчиковая гимнастика и утренняя зарядка связаны с развитием речи?
Психологическое развитие ребенка до 1 года
Понять психологию ребенка до 1 года очень сложно, ведь сам он не может рассказать родителям, чего хочет. Но для этого хватит и здравого смысла.
Психологическое развитие детей
Как психологическое развитие детей влияет на всю жизнь. Какие факторы положительно влияют на психологическое развитие читайте в статье.
Развитие ребенка: психологические проблемы детей до трех лет

К сожалению, не все дети растут «беспроблемными»: одни, например, часто болеют гриппом, другие шалят, заставляя родителей волноваться по разным поводам. Конечно, советовать взрослым не волноваться из-за шалостей ребенка бессмысленно: как за свое чадо не «болеть душой»?

Психическое развитие детей с ЗПР
Как развивается психика детей с ЗПР? Какие существуют виды задержек? Читайте о развитии детей с ЗПР в нашей статье.
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Кризисы 3 и 7 лет – важные вехи в развитии малыша. Какие еще особенности встречаются в этом возрасте?