Как часто родители допытываются у ребёнка, понимает ли он, к чему приведет его решение. Нередко вопрос «Да ты вообще представляешь себе, что было бы..?» звучит риторически, и ни дети, ни взрослые не пытаются на него толком отвечать. А зря. В психологии развития довольно точно описаны этапы, на которых дошкольники, ученики и подростки начинают осознавать последствия действий и продумывать их заранее. MedAboutMe рассказывает, в каком возрасте можно ожидать начала этого процесса и как его ускорить.
Ребёнок дошкольного возраста
Понятно, что от двухлетки никто не ожидает пока логических заключений и анализа ситуации. Ну а трехлетний-то ребёнок уже должен что-то понимать, ведь он так сопротивляется родительским указам. Так?
Совершенно не так. Психическое развитие детей вплоть до семи лет находится на уровне, не позволяющем понимать последствия поступков даже тогда, когда эти последствия угрожают самому малышу. Дети могут только запомнить примеры из опыта: если бросить тарелку, она разобьется. Если перебегать дорогу, родители будут ругаться и рассказывать про аварии и т. д. Понять заранее, что от них требуется, без опыта и знаний, дети не могут. Ни мозг не готов, ни опыта нет. И спрашивать ребёнка, понимает ли он вообще, что будет, если съесть вон те ягоды или всунуть палец в розетку, смысла нет. Он не понимает, но может запомнить объяснения.
Чтобы уберечь от опасностей малышей, надо довольно много раз понятными словами объяснить, почему мы поступаем так, а не иначе. С 4-х лет можно подключать игровые методы, например, перед дорогой вспоминать правила юных скаутов, тайных разведчиков, которые выполнят задание, только если вовремя посмотрят направо и налево и не забудут взять друга за руку. На помощь придут и сказки: не стоит убегать от мамы-папы-бабушки, как Колобок, это плохо заканчивается.
Дети 7-12 лет
Этот период начинается в 7 лет отнюдь не потому, что дети идут в школу. В других странах обучение стартует и в 4, и в 5 лет, а возрастной этап остается тем же. Причина отделения дошколят от младших школьников в кризисе 7 лет. В это не самое простое для родителей время дети вырабатывают новый навык произвольности, способности к саморегуляции и контролю. Начинается возраст, когда ребёнок способен удержать сам себя за партой, не вставая, целый урок.
Еще одно новообретенное качество помогает начинать понимать последствия поступков в том, что касается самого ребёнка, но и только. Понять, что не стоит трогать огонь, потому что будет ожог, дети уже способны, а вот то, что мама будет волноваться, если они вовремя не придут домой, еще нет. Поэтому требовать подумать о том, как будут тревожиться родители, пока бессмысленно.
Что понимают подростки?
Условно подросток это ребёнок 12-16 лет, однако для обретения психикой новых компонентов и способностей важна не дата рождения, а время наступления очередного кризисного периода, того самого, которого многие родители подростков ждут с большими опасениями. Предугадать, когда подросток перейдет на новый этап развития, непросто: возрастной кризис зависит от индивидуальных особенностей и может настигнуть и в 12 лет, и не наступать до 15.
Отрицание авторитетов взрослого мира, отказ от советов и сопротивление любому давлению сочетаются с формированием понимания и осознания последствий не только для себя, но и для других людей. Примерный возраст такого новообразования психики наступает в 14 лет. И именно поэтому с этого момента уголовным кодексом определяется наказание за проступки подростков, частичная уголовная ответственность.
Однако надо помнить, что, несмотря на возможность осознавать, подростки все еще склонны верить в так называемые персональные мифы, считая, что различные последствия конкретно их могут не коснуться, так как конкретный ребёнок или его друзья-подростки — исключения из любых правил. При этом персональный миф мешает осознавать последствия для самого тинейджера, толкая на непродуманные поступки или экстремальные приключения, но понять, что будет грозить в той же ситуации другу, он вполне в состоянии.
В этом возрасте родителям необходимо спокойно и точно приводить аргументы, объяснять свое мнение, не уходя в оскорбительные фразы про непонимание подростком элементарных правил или отговариваясь возрастом ребёнка, мешающим понять, почему так поступать нельзя.
Правила общения для родителей юношей и девушек
В юношеском возрасте наконец-то заканчивается формирование процессов, позволяющих детям предвидеть последствия действий. Хотя опыта все также недостает, но уже вполне созрели аналитические способности, полноценное построение логических связей, и к совершеннолетию от вчерашнего ребёнка можно ожидать понимания того, как повлияют его поступки на самого себя, на близких людей, друзей и даже часть общества.
Юношеский период и соответствующий ему уровень эволюции психических процессов помогают человеку обдумывать шаги, планировать этапы, предсказывать последствия и планировать ближайшее будущее.
В разговорах с ребёнком, почти или уже достигшим совершеннолетия, необходимо придерживаться основного правила: уважительного отношения. В этом возрасте стоит отойти от однозначных советов и аргументов исключительно к своему жизненному опыту. Лучше интересоваться мнением, слушать ребёнка, стараться обсудить важные поступки и планы, оставляя ему самостоятельно решать ежедневные тактические вопросы.
Получается, что родители, задавая риторические и не очень вопросы про последствия, ожидают от детей совершенно невозможного, примерно также, как требовать от младенца встать и пробежать марафон. В разные возрастные периоды ребёнок становится способен встать, пойти, пробежать, но весь этот марафон понимания и осознания последствий дети способны выдержать не раньше, чем они официально станут взрослыми. Естественно, это не означает необходимости постоянного контроля за ребёнком, но понимать и принимать во внимание то, на какие действия и умозаключения он способен в данном возрасте, необходимо.