Возраст

Возраст

Что такое возраст человека? Какие кризисы возраста выделяют специалисты? Как определяют биологический возраст, зачем нужен юридический возраст и, наконец, как называется тот возраст, который мы подразумеваем, когда говорим: «Мне столько-то лет», рассказывает MedAboutMe.

Возраст человека

Обычно под понятием «возраст» подразумевают период существования живого организма от момента рождения (для растений – от появления проростка из семени или споры) до исчисляемого периода.

Такой период называют календарным, хронологическим или паспортным, если речь идет о человеке, возрастом. Особенности развития тела, соответствие биологическим, физиологическим показателям в таком показателе не учитываются.

Принимая во внимание индивидуальные особенности живых организмов, факторы развития, специалистами было введено понятие «биологический возраст» (синоним – «возраст развития»), описывающий соответствие состояния и функций субъекта среднестатистической норме среди конкретного вида живых существ.

Юридический возраст – еще одно понятие, относящееся к правовой сфере жизни человека. Разделяют по возрастам периоды дееспособности, правоспособности, возрастные цензы покупки и употребления алкоголя, табака, наступление криминальной ответственности за правонарушения и т. п. К этой же категории относят и возраст вступления в брак в семейном праве, возраст сексуального согласия.

Понятие возраста в различных аспектах

Календарный или паспортный возраст – показатель отрезка времени от появления человека на свет до исчисляемого момента. Он отражается в документах, служит основой для сравнения с нормами по возрасту.

Однако физическое развитие человека и его психоэмоциональные аспекты, этапы формирования не всегда совпадают с показателями календарного возраста. Такое явление позволяет выделять биологический возраст человека, оценивающий его физиологическую зрелость, а также стадии развития и соответствия нормам психического и умственного развития.

Наиболее яркий пример несоответствия календарного и биологического возрастов представляют дети, родившиеся раньше окончания среднего гестационного периода. Нормативы доношенных детей базируются не только на сроках вынашивания (более 38 недель беременности), но и физических показателях роста и массы тела: от 45 см и от 2,5 кг. Младенцы, появившиеся на свет до 38 недели с массой и длиной тела, не соответствующими вышеприведенным данным, считаются недоношенными. Их биологический возраст не совпадает с календарным, начинающимся в момент рождения, и нормы возраста для таких детей, как по физиологическим, так и по иным показателям, отличны от среднестатистических в среднем на количество недель, которые плод должен был провести внутриутробно, достигнув состояния доношенности, зрелости организма, необходимой для внеутробной жизни.

Помимо разделения понятия «возраст человека» по типу исчисления и влияния на него факторов существуют различия в подсчете возрастных показателей в различных культурах мира.

Так, для восточноазиатских традиций до прошлого века официально, а с внедрением григорианского календаря неофициально, но все еще достаточно широко распространено исчисление возраста в соответствии с устоявшимися культурными правилами. Так, многие страны Восточной Азии придерживаются обычая, когда при рождении младенцу начисляется 1 год.

Во второй день рождения, когда европейским младенцам исполняется один год, азиатским, таким образом, насчитывают два.

Альтернативная традиция – считать точкой увеличения возраста и датой отсчета не день рождения, а Новый Год. Причем Новый Год не по григорианскому календарю, а по лунному. В этот день младенцу, не достигшему по традиционному для европейских стран, одного года, может в соответствии с восточноазиатскими традициями исполняться два года.

В некоторых странах и общинах, как, например, в восточных областях Монголии, возраст считается в соответствии с фазами луны, прошедшими с момента зачатия ребенка. При этом для девочек имеет значение количество полнолуний, а для мальчиков отчетным моментом считается явление новой луны, новолуние.

Для дней рождения по разным календарям в восточноазиатских странах существуют отдельные термины. На данное время традиционное летоисчисление в основном используется старшим поколением населения стран, а также имеет значение для церемоний, обрядов, гаданий и астрологических предсказаний. В обыденной жизни люди чаще всего используют показатели возраста в соответствии с григорианским календарем, соответствующие паспортному или календарному возрасту субъекта.

Использование норм по возрастам в медицине

Использование норм по возрастам в медицине

Индивидуальные особенности роста, физического и психического развития варьируются в достаточно широких рамках. Нормы по возрастам устанавливаются на основании общих показателей для календарного возраста человека, однако эти данные могут отличаться от биологического возраста.

Для определения биологического возраста или возраста развития ребенка опираются на следующие критерии физиологической зрелости:

  • ядра окостенения или зрелость костей скелета, их порядок изменения и сроки;
  • характеристики зубов: данные о прорезывании молочных и постоянных зубов, так называемая зубная зрелость;
  • развитие вторичных половых признаков человека: сроки, порядок, степень сформированности к конкретному периоду.

Биологическая зрелость, возрастной период, оцениваемый в детском возрасте как начало пубертата, базируется на дате менархе (первой менструации) у девочек и поллюции у мальчиков.

Шкалы для оценки и нормативные таблицы зрелости для каждого критерия способствуют определению совпадения или расхождений календарного и биологического возраста человека.

Об умственном развитии детей разного возраста судят на основании соответствия показателям умений и навыков, достигнутых ребенком к определенному периоду. При отклонениях в развитии могут фиксироваться данные «психоэмоциональное развитие по возрасту на уровне 2-3х летнего ребенка», «отклонения в умственном развитии», «несоответствие речевого развития нормам возраста» и т. п.

Основные возрастные периоды

Основные возрастные периоды

Научно обоснованные данные о возрастной периодизации человека позволяют изучать развитие индивида, его индивидуальные и возрастные особенности, соответствие или расхождение в биологическом и паспортном возрасте. Развитие индивида происходит в течение всей жизни, от этапа зачатия до летального исхода.

Деление на возрастные периоды базируется на анатомических, физиологических и социальных факторах, влияющих на организм и психику. В разное время многие ученые: социологи, физиологи, анатомы, педагоги, психологи и т. д. работали над выделением различных периодов в развитии человека, основываясь на физиологических, психологических показателях зрелости, вовлеченности в воспитательный и образовательный процесс (Л. С. Выготский), порядок прорезывания и смены зубов (П. П. Блонский), развитие сексуальности (З. Фрейд) и так далее.

С 1965 года, после решения на симпозиуме Академии педагогических наук, выделяют 12 основных возрастных периодов. В целом эта система охватывает основные возрастные ступени развития человека и сочетает биологические, физиологические показатели этапов и психическое развитие субъекта в течение всей жизни.

Несмотря на давность утверждения возрастной периодизации она до сих пор является базовой для России и стран бывшего СССР. Данные периоды и их границы незначительно меняются под влиянием климатических, социально-культурных, правовых факторов, однако базовые значения в целом неизменны.

В жизни человека определяют следующие возрастные периоды:

  • период внутриутробного развития, в котором выделяются эмбриональное развитие (0-8 недель) и возраст плода (9 недель – 9 месяцев), за ним следует постнатальный период, соответствующий внеутробному развитию человека;
  • новорожденный: 0-10 дней после рождения;
  • грудной возраст детей: 10 дней – 1 год;
  • период раннего детства: 1-3 года;
  • возраст первого детства или дошкольный: 4-7 лет;
  • второе детство или младший школьный возраст ребенка: 8-11 лет для девочек, 8-12 лет для мальчиков;
  • подростковый возраст или пубертатный период развития: 12-15 лет (девочки), 13-16 лет (мальчики);
  • юношеский возраст: 16-20 лет (девушки), 17-21 год (юноши);
  • зрелый возраст человека, разделяемый на два подпериода: первый зрелый возраст: 21-35 лет (женщины), 22-35 лет (мужчины), в некоторых системах стратификации данный период носит название «молодость»; второй период зрелого возраста: 36-55 лет (женщины), 36-60 лет (мужчины);
  • пожилой возраст: 56-74 года (женщины), 61-74 года (мужчины);
  • старческий возраст: 75-90 лет для обоих полов;
  • возраст долгожителей: от 91 года.

Возрастные периоды в различных системах могут не совпадать. Так, в медицине выделяют возраст новорожденности не по стадии зрелости грудного молока, а по степени приспособляемости организма ребенка к условиям окружающей среды. Таким образом, период новорожденности согласно медицинским специалистам длится от рождения до 1 месяца. Подростковый возраст, по медицинским факторам оценки, заканчивается в 17-18 лет, начинаясь при этом для девочек в 10 лет, для мальчиков – в 12. Это основано на оценке внутренних изменения организма, являющихся подготовительным этапом для развития вторичных половых признаков и оказывающих воздействие на физиологию детского организма.

Вне зависимости от выбранных критериев и систем периодизации показатели конкретного субъекта могут не совпадать со среднестатистическими нормативами на одном или нескольких этапах развития. Развитие индивидуума зависит от влияния на него наследуемых факторов, генотипа человека, и воздействия внешней среды, в том числе и социума (фенотипа). В течение жизни, роста и развития влияние генотипа снижается, и начинают превалировать приобретенные особенности субъекта.

Детский возраст

Детский возраст

Детский возраст – календарная продолжительность периода, длящегося от появления на свет до 12 лет, начала подросткового этапа. Возраст детей разделяется на несколько подпериодов, в научных и публицистических источниках могут указываться разные временные градации. В зависимости от норм возраста полового созревания, изменяющихся при проживании в различных типах климатических условий, а также базирующихся на генетических особенностях популяций, пубертатный, подростковый возраст детей может начинаться как ранее 12 лет, так и позднее.

Для России средние показатели начала полового созревания, означающие завершение детского возраста и начало подросткового, находятся в промежутке от 12 до 13 лет, хотя в последние десятилетия тенденция к акселерации, раннему физиологическому развитию, позволяет предполагать снижение общих возрастных границ периода в ближайшем будущем.

В детском возрасте в период постнатального онтогенеза выделяют следующие этапы, ориентируясь на физиологические и психические показатели формирования организма и высших функций деятельности:

  • Новорожденность, время приспособления организма к условиям жизни вне тела матери.

Базисом для отделения данного этапа от остальных служит вскармливание молозивом, жидкости, вырабатываемой грудными железами перед началом продуцирования грудного молока;

  • Грудной, грудничковый возраст детей, период младенчества, грудничков.

Начинается при переходе организма матери к производству зрелого грудного молока при установлении лактации (в среднем в возрасте 10 дней) и продолжается до одного года. Это время наиболее интенсивного развития, физического роста, сопровождающегося неравномерностью и скачкообразностью. Самый интенсивный рост организма по сравнении со всей жизнью субъекта отмечается в первое полугодие. Каждый месяц сопровождается новоприобретениями в психомоторном развитии;

  • Раннее детство – от 1 до 3-4 лет;
  • Дошкольный возраст или первое детство – от 4 до 6-7 лет.

Как правило, окончание дошкольного периода совпадает с поступлением в среднее общеобразовательное учреждение или аналогичные организации. В данном периоде психологи и педагоги выделяют также три дополнительных возрастных этапа: младший, средний и старший дошкольный возраст с границами в 1 год, соответственно 3-4, 4-5, 5-7 лет;

  • Школьный возраст

Во время школьного периода развития дети проходят этапы младших школьников и подростков. Это так называемый возраст второго детства, причем его периодизация может зависеть от половой принадлежности: для девочек этот период протекает в возрасте от 8 до 11 лет, для мальчиков – от 8 до 12. Это связано с разной скоростью процессов начала полового созревания.

Детский возраст заканчивается пубертатным периодом, далее следуют пубертатный, подростковый возраст и юношеский период развития.

Дети раннего возраста

Дети раннего возраста

Ранний возраст, от 1 до 7 лет, называют также периодом нейтрального детства, когда половые различия не влияют на размеры и форму тела: тела девочек и мальчиков различаются по габаритам и массе весьма незначительно, темпы роста одинаковы.

Ранний возраст подразделяют на этапы раннего детства (1-3 года) и дошкольный возраст. Дети раннего возраста, в соответствии с различными концепциями развития, характеризуются активным физиологическим ростом, в том числе увеличением длины конечностей, углублением рельефа лицевых черт, завершением формирования молочных зубов, началом смены их на постоянные. К психическим новообразованиям детей раннего возраста относят смену сенсомоторного типа интеллекта на наглядный интуитивный, характеризующийся дооперационной стадией (Ж. Пиаже).

Дети раннего возраста проходят через стадию такой ведущей деятельности, как сюжетно-ролевая игра. На данном этапе игры в представителей различных специальностей, внедрение в игровые схемы ролей родителей, сказочных или вымышленных персонажей ориентированы на формирование у ребенка модели социальных отношений, осознании системы смыслов и мотивов различных людей через принятие роли.

Дети раннего возраста проходят через основной кризис данного периода в 3 года, являющийся следствием возросшей самостоятельности, отделения от родителей, формирования Я-концепции и новой системы социальных связей и взаимоотношений с окружающими.

Завершением периода раннего детства в социальном отношении считают начало учебной деятельности. С точки зрения психологов дети раннего возраста переходят на следующий этап взросления через кризис семи лет, проявляющимся в стремлении к социально значимой для ребенка позиции («я – ученик»), к большей степени самостоятельности. Характер взаимоотношений с окружающими ребенка людьми во много определяет его отношение к миру, это также одно из новоприобретений кризиса семи лет.

Дети школьного возраста

Дети школьного возраста

Школьный возраст – продолжительность периода в жизни ребенка и подростка, которая определяется посредством законодательно определенного минимального объема образования, гарантированного каждому гражданину Конституцией Российской Федерации.

Понятие школьного возраста в России появилось в середине 19 столетия, во время возникновения потребности во введении обучения для всех детей. На основе опыта европейских стран на тот момент дети школьного возраста составляли группу населения от 7 до 14 лет. Сами рамки возраста обучения необходимы для статистического контроля за численностью детей, требующих обеспечения образовательных нужд.

Впоследствии педагог В. П. Вахтеров настоял на изменении возрастных рамок. Ввиду длительности образовательного процесса, на тот момент продолжительностью 3 года в церковно-приходских школах, дети должны были находиться на обучении и не покидать место жительства в течение этого отрезка времени. Оптимальным периодом школьного возраста, в зависимости от губернии, был установлен промежуток между 8 и 11 годами (для Московской губернии – от 9 до 12 лет).

На данный момент дети школьного возраста – это группа населения от 6-7 до 17-18 лет. Таким образом, термин «дети школьного возраста» базируется на возрастной периодизации, ориентирующейся на социальную деятельность ребенка, получение определенного на государственном уровне минимума образования в соответствии с законами страны.

Школьный возраст подразделяется на младший и старший, в соответствии с обучением в начальной и средней школе. Данное разделение обусловлено созреванием психических процессов, способностью к саморегуляции ребенка, развитием уровня мышления.

Ведущая деятельность детей школьного возраста на начальной стадии образования – учебная с частью игровой, далее игровая деятельность сменяется более ярко выраженной социальной функцией: общением со сверстниками, осознанием своего места в иерархии учеников, друзей, учебного заведения.

К старшим классам ведущая деятельность дополняется необходимостью самоопределения, профессионального, социального, поиска места в жизни, ориентиров для будущего, жизненных ориентиров и нравственных ценностей.

С физиологической точки зрения дети школьного возраста переживают основные изменения организма в период пубертата, который, в зависимости от типа возрастной периодизации, начинается для девочек в 10 (11) лет, для мальчиков в 12.

Изменение функций эндокринных желез провоцирует начало периода полового созревания. Данные изменения могут повлечь за собой заболевания и недомогания, характерные для пубертата: нарушение тонуса сосудов головного мозга (вегетососудистая дистония), проявляющееся в общем недомогании, головокружениях, головных болях, кардионеврозах и утомляемости. Нередки заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с нарушением режима питания и диеты: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь. Специфика психического развития детей в этот период может также влиять на возникновения невротических состояний, нарушениях пищевого поведения, вызывающих ожирение или приводящих к истощению.

Костная система детей школьного возраста к завершению данного этапа приближается по размерам и характеристикам окостенения к взрослым параметрам. Это означает, что неверно сросшиеся в предыдущие периоды кости, сколиозные изменения позвоночного столба, деформации, связанные с ранним рахитом, намного сложнее поддаются исправлению. При этом возраст прекращения роста скелета для девочек в среднем составляет 16-18 лет, для мальчиков 17-21 год.

У мальчиков не только процесс роста скелетных костей длится дольше, но и перестройка эндокринной системы завершается в среднем к 20 годам. Длительность этого процесса, финальный этап которого приходится на возраст 18-20 лет, привел к формированию мнения, что служба в Вооруженных Силах способствует взрослению («Армия сделала из него мужчину»). Феномен внешнего изменения: увеличения ширины плеч, грудной клетки, изменение рельефа лица, выраженное оволосения лицевой части головы, груди, конечностей, приходящееся на период 18-20 лет, происходит вне зависимости от службы в армии, однако контраст между мальчиком и мужчиной сильнее выражен при возвращении юноши домой.

За время обучения в школе частота сердечных сокращений снижается от 85-90 ударов в минуту у младших школьников и 80 уд./мин. у двенадцатилетних до 60-70 у выпускников старших классов.

Артериальное давление у подростков 15-16 лет должно соответствовать взрослой норме: 110 на 70 миллиметров ртутного столба.

В течение школьной деятельности происходит совершенствование интеллекта, переход от наглядно-образного интуитивного мышления дошкольника к абстрактному и логическому мышлению взрослого человека.

В зависимости от продолжительности обучения дети школьного возраста завершают среднее образование в подростковом или юношеском периоде.

Средний возраст

Средний возраст – понятие достаточно условное. В соответствии с классификацией возрастных периодов, его начало приходится на второй этап зрелого возраста, 35 лет. Однако “middle age”, средний возраст субъективно людьми воспринимается, как середина жизни, сопровождающаяся ухудшением самочувствия, проблемами со здоровьем, характерными для пожилых людей, снижением активности и соответствующими изменениями во внешности.

В различных группах и культурах средний возраст определяется в разных временных рамках, и отличаются градации внутри этого периода. Так, в трудах Пифагора на зрелый или средний возраст приходились «сезоны человеческой жизни» весна и лето, соответственно, от 20 до 40 и от 40 до 60 лет. В древнекитайских исследованиях зрелый возраст охватывал период от 20 до 60 лет, включая десятилетия времени для заключения брака и создания семьи (20-30), службы обществу (30-40), постижения своих ошибок и заблуждений (40-50) и завершения творческой деятельности (50-60 лет).

В зависимости от национального самосознания, уровня медицины в разных странах мнение населения о периоде начала среднего возраста может значительно колебаться. Так, исследования, проведенные специалистами в Великобритании, показали, что почти половина опрошенных респондентов, достигших 50 лет, не считают себя частью группы «средневозрастных граждан». Более того, 80% респондентов затруднялись определить возрастные рамки среднего возраста, и 75% отметили расплывчатость собственных субъективных границ возрастных групп.

Для Великобритании данные исследования послужили поводом для начала работ по изменению границ среднего возраста до 53 лет (с установленных ранее 42).

Данный феномен является следствием явления, отмеченного этнографом и социологом Маргарет Мид: при переходе общества на более развитый уровень границы детства расширяются, у ребенка появляется более продолжительный период для игр. Таким же образом смещаются возрастные рамки юности, молодости. Продление сроков активного долголетия, сдвиг и распределение возрастных привычек и особенностей, вызванные научным и техническим прогрессом, улучшением питания населения, способны влиять на увеличение возраста активной деятельности.

Согласно определениям Всемирной Организации Здравоохранения, возраст зрелости наступает в 45 лет и длится до 60.

На физиологическом уровне средний возраст проявляется изменениями в эластичности кожных покровов, появлением депигментированных (седых) волос, увеличением количества жировых тканей и снижением объема мышц, изменениями фертильности. Интеллектуальный уровень стабилен, незначительно снижаясь во время кризиса среднего возраста и достигая второго на протяжении человеческой жизни оптимума по окончании кризисного периода. Очевидно, что данные показатели в значительной степени зависят от фенотипа и активного физического и интеллектуального образа жизни человека.

Таким образом, говоря о среднем возрасте в общем понимании, необходимо учитывать среднестатистическое мнение населения и состояние здоровья граждан. Для зарубежных стран период среднего возраста начинается в конце третьего десятилетия – начала четвертого и завершается в начале шестого десятка.

С точки зрения установленной в России возрастной периодизации первый период зрелого возраста, или среднего возраста, молодость, начинается в 21-22 года и завершается в 35 лет. Для России с учетом начала законодательно определенных сроков выхода на пенсию, базирующихся на физиологических особенностях мужского и женского организма, средний возраст второго этапа, начинающийся в 35 лет, заканчивается для женщин в 55, для мужчин – в 60 лет.

Общая продолжительность с