О воспитании детей-близнецов, с самого начала, когда дети еще совсем маленькие, можно говорить очень много. Но время идет, дети растут и постепенно возникают все новые и новые вопросы, ответы на которые родители зачастую не знают. Воспитывать близнецов сложнее, у них возникают свои собственные, особенные проблемы, связанные с постоянным присутствием рядом с собой двойника, который во всем на тебя похож. С чем могут столкнуться дети и родители в период роста и формирования личности?
Кто ведущий, а кто ведомый из близнецов?
Дети становятся подростками и начинают испытывать специфические проблемы, связанные с возрастом и взаимоотношениями. Разберем на примере.
Ольга находится в подростковом возрасте, она трудно успевает в школе, общение также дается ей нелегко, она рассказывает, что страдает от страхов и неуверенности в себе. Очень заметно и то, что ей совсем не нравится и собственный внешний образ, она носит длинные волосы и прячет в них свое лицо, носит много одежды, чтобы также скрыть дефекты фигуры, которые ее совершенно не устраивают. У Ольги выражено такое состояние как нарушение самоуважения, и основной ее проблемой в этом становится ее сестра близнец — Оксана, которая вполне довольна своим внешним видом, прекрасно ощущает себя в своем привычном образе.
Оксана обучается с Ольгой в одном классе, легко может ладить с другими детьми класса, проявляет зачатки лидера и вполне может увлечь за собой ребят. Ольга в паре этих близнецов является как бы слабым звеном, постоянно находясь в неосознанном подчинении у сестры, что подрывает ее доверие к самой себе, как к личности. Родители обратились с девочками за помощью к семейному психологу, который посоветовал им разобщить девочек по разным классам, переведя Ольгу в параллельный класс, что предоставило ей относительную свободу от сестры.
Сложности детей
Сначала это показалось нелегко именно самой Ольге, но обретая независимость от более активной и сильной Оксаны, она быстро стала совсем другой девушкой. Ей, конечно, понадобилось немного времени, чтобы отвыкнуть от зависимости от своей сестры, но она продолжила свой собственный путь к успешной жизни уже одна. Она отлично усвоила все те положительные моменты, что дала ей независимость от сестры, поступила в совершенно другой колледж и стала учиться на отличную от сестры профессию, сделав успехи и достигнув стабильного психологического состояния.
Процесс угнетения одного из близнецов другим, когда один является ведущим, а другой подчиняющимся — по данным статистики отнюдь не редкое явление. Около 80% однояйцовых близнецов от этого страдают, и около 75% разнояйцовых также прослеживают эти тенденции. Устанавливаются подобные связи еще с раннего детства, и продолжаться они могут либо всю жизнь детей, либо они четко прослеживаются до подросткового периода.
Очень редко можно констатировать смену ролей внутри пары близнецов с периода детства, при таких состояниях доминирующие позиции могут переходить друг от друга периодами, либо они проявляются в отдельных сферах жизни. Так, один может быть отличником в плане школьного обучения, второй — развивается в спорте. Или один проявляет склонности к литературе, другой — к изучению языков. Вне зависимости от того, какие это близнецы — однояйцовые или разнояйцовые, их отношения будут подчиняться примерно единым правилам.
Особенности воспитания детей по полу
Если это мальчишки, зачастую доминирование будет устанавливаться благодаря физической силе, более физически развитый зачастую будет забирать и роль психологического руководителя над более слабым братом. У девочек в тандеме близнецов подобное встречается на уровне доминирующего интеллектуального уровня и достижений в обучении, познании наук. Если близнецы разнополые, то в подавляющем большинстве доминируют девочки, хотя мальчики физически сильнее, девочки могут именно психологически управлять братом, несмотря на его превосходство в физическом развитии. При этом уровень интеллекта у пары близнецов примерно равный, но, как правило, роль ведущего безоговорочно принимает слабый пол. Это нужно знать в воспитании детей.
Такое доминирование именно девчонок исследователи объясняют их особенными характеристиками в воспитании детей и развитии — дочки ранее приучаются к горшку, они менее болезненны и более психически развиты, легче обучаются в школе, проще находят контакт и общение с окружающими, раньше постигают азы психического развития.
Информация для родителей
Кстати, по мнению психологов, сам факт того, что девочки скорее постигают азы пользования горшком, влияет на зачатки лидерства в паре близнецов. По мере того, как девочка перестает пользоваться подгузниками, она, зачастую при невольной поддержке родителей, подсознательно оценивает брата несмышленым младенцем, делая его своим «малышом». За счет этого мальчик очень скоро и активно попадает в подчинение сестры. Воспитание детей нужно строить на принципах равенства, стараясь держать линии развития на одном уровне.
Обычно те дети, что доминируют в тандеме, формируют все инициативы, могут командовать, считая себя лучше подавляемого ими собрата. Зачастую они более самостоятельные и проявляют слабую зависимость от второго из детей. Нередко такое замечают родители, и важно вовремя это корректировать.
Однако же, по наблюдениям родителей близнецов, нередко, повзрослев и начав самостоятельную жизнь, из семьи отделяются именно те близнецы, которые постоянно ощущали себя подавленными и угнетаемыми. Вполне возможно, что таким поведением они избегают преимущества второго и хотят создавать иные пары, имеющие совершенно другие характеристики общения и отношений.
Особые отношения
У близнецов формируются такие пары и правила внутренней жизни, в которых очень четко и жестко определяются роли каждого в отношении другого ребёнка. Но такие дети, несмотря на все их отношения, никак не унижают и не разрушают личности другого. Наоборот, в этой паре они работают каждый на себя в режиме как дополнения друг друга, так и противопоставления себя другому. И за счет этого, каждый ребёнок развивается самостоятельно психологически и может устанавливать свои собственные отношения с социумом. В этом им как никогда должны помогать родители, таким образом строя воспитание детей, чтобы они дополняли друг друга.
Один из близнецов действует на другого как стимулятор или тормоз — ребёнок-интроверт будет несколько тормозить экстраверта, который готов творить от имени их двоих сразу. Более рациональный из близнецов помогает быть реальнее тому, который парит в мечтаниях. При этом исследования любых пар близнецов показывают, что, несмотря на одинаковые условия жизни и развития, воспитания детей и окружающей среды, дети строят себя как совершенно не идентичные личности, несмотря на всю их внешнюю схожесть и близость. И родителям важно помогать детям в развитии каждого как самостоятельного человека и личности, а не загонять их под рамки похожести и одинаковости.