Сказки — элемент культуры каждого народа. Придуманные народом или сочиненные писателями, они передаются из уст в уста на протяжении многих поколений и не теряют свою актуальность даже в современном мире. Доступным для ребёнка языком в них поднимаются вечные вопросы добра и зла, счастья и горя, любви и дружбы. Реальность часто переплетается с вымышленным миром, бытовые вопросы решаются неординарным способом, животные выступают собеседниками людей. Если родители начинают рассказывать сказки своим малышам с самого раннего возраста, то через некоторое время дети сами начинают пересказывать знакомые сюжеты, быстрее учатся говорить и пользоваться воображением.
Почему родителям стоит читать детям сказки перед сном?
Во многих семьях чтение книжек перед сном становится определенной традицией, которой с радостью следуют и дети, и родители. Почему так важно читать сказки на ночь? Сказки перед сном успокаивают, способствуют тому, что дети видят красочные сновидения. Просмотр мультфильмов возбуждает нервную систему, и даже если ребёнок засыпает под звуки телевизора, его сон становится слишком чутким, некрепким. Если же мама, папа, бабушка или дедушка рассказывают сказку тихо и не спеша, под шелест переворачиваемых страниц и при неярком освещении ребёнок спокойно рассматривает картинки и постепенно засыпает.
Для каждого малыша важен режим и ежедневные ритуалы, так он чувствует себя уверенно и спокойно. Ведь каждый день на него обрушивается огромный поток информации, он узнает что-то новое, приобретает навыки, и среди этого всего должно быть что-то постоянное. Кроме того, так родители укрепляют связь со своей дочерью или сыном, устанавливают близкий эмоциональный контакт: общаются, обмениваются мнениями по поводу сюжета или героев историй, делятся впечатлениями. Для детей большое значение имеет живое общение. В современное время в их жизни присутствует множество гаджетов и игрушек, но ничто не заменит времени, проводимого с родными людьми.
Чему учат ребёнка сказки?
Сюжеты большинства сказок знакомы всем с детства, и хотя во взрослом состоянии могут восприниматься несколько в ином свете, но маленькому ребёнку понятны основные мотивы, которые они несут. Дети учатся отличать хорошие поступки от плохих на примере героев и антигероев, сострадать тем, кого обижают, радоваться успехам того, кто умен или трудолюбив. Из сказок узнают о распределении ролей в семье, правилах поведения, когда рядом нет родителей, значимости совместных усилий над большим делом, опасных последствиях излишней доверчивости и легкомыслия. Поскольку многие сказки написаны с большой долей иронии и фантазийных моментов, то у ребёнка развивается воображение и чувство юмора, жизнелюбие.
Можно не только читать любимые истории, но и разыгрывать их при помощи игрушек, устраивая кукольный театр. Если тщательно заняться подготовкой спектакля, то на это может уйти целый день: поиск героев, которых можно купить, сшить, вырезать, слепить или нарисовать, подготовка и установка декораций, заучивание ролей. Так стимулируется творческое начало. Дети, которым часто рассказывают истории, стихи, поют песни, нередко быстрее начинают разговаривать и читать самостоятельно. Кроме того, в фольклоре всегда присутствует элемент истории жизни народа: его быт, проблемы, радости и взаимоотношения между членами семьи и общества.
Дедушка лучше всех рассказывает сказки
Каждый малыш любит, чтобы ему перед сном почитали книжку мама или папа. Но те часто торопятся успеть другие домашние дела, настаивают на соблюдении режима сна, тем самым ограничивают количество и время чтения сказок. Когда за дело берутся дедушка или бабушка, они делают это основательно и не торопясь. Они нередко рады побаловать любимых внуков и не откажут почитать еще и еще.
В арсенале бабушки и деда огромное количество историй и достаточно опыта и времени, чтобы никуда не торопиться. Они в красках описывают, озвучивают и изображают главных героев, иногда так увлекаясь процессом, что забывают о часах и сами не замечают, как внук или внучка уснули. Если дедушка родился в деревне, то, возможно, видел и пользовался многими предметами, описываемыми в сказах: печью, самоваром; ухаживал за домашними животными, знает об их привычках и характерах. Если дед увлекается охотой, рыбалкой, походами, то у него также большой опыт контакта с природой и ее обитателями.
Среди героев сказок часто встречаются животные, наделенные человеческими качествами. Человек, наблюдавший за их жизнью лично, может авторитетно объяснить, почему они описаны тем или иным образом. Дедушке или бабушке порой даже не нужна книжка, чтобы воспроизводить сюжеты в любое время и в любом месте, они всегда готовы сделать это.
Стоит ли учить детей самим придумывать сказки?
Читая ребёнку сказку, важно понимать, что нет необходимости навязывать ему один строго определенный смысл или мораль, он сам может вынести для себя что-то не менее важное и интересное. Можно предложить ему придумать продолжение истории или альтернативную концовку. Или попробовать сочинить другую сказку с теми же или новыми героями. Это может быть переплетение знакомых рассказов между собой или совсем новые герои и события. Потом дети могут нарисовать придуманных ими героев: из реального мира или вымышленных. Поначалу мама или папа могут сами придумывать линию сюжета, совещаясь с малышом и вовлекая его в этот процесс. Можно сочинить сказку о ребёнке, придумав аллегорию и изображая его, например, зайчиком или принцем в тридевятом королевстве.
Чем старше дети, тем меньше стоит влиять на развитие сюжета, позволяя им в полной мере включать воображение. Они могут описывать в сочиняемых сказках истории из своей жизни, что считается полезным с точки зрения психологии: так легче усвоить полезную информацию, пережить неприятные моменты и поделиться трудностями с родителями. Иногда дети не хотят рассказывать, что их тревожит, а в такой форме делают это неосознанно. Даже если девочка или мальчик не станут в будущем писателями, такие навыки не помешают им в дальнейшей жизни, играх с другими детьми и учебе: в школе ведь предстоит писать множество сочинений. Так время, проведенное со сказкой, может стать не только приятным досугом, но и полезным занятием.