Все люди обладают эмоциями. Они выражают их в зависимости от особенностей характера и темперамента — кто-то бурно, а кто-то сдержанно. Дети не являются исключением. Состояние ребёнка, также как и взрослого, зависит от того, что он чувствует в приятной или неприятной для него ситуации. Эмоции отражают внутренний мир человека, показывают его отношение к вещам или людям. Выражение эмоций — это способность освободиться от переживаний, напряженности или тревоги. В случае, когда в жизни не предоставляется возможность для их высвобождения, это может привести к проблемам, таким как стресс, депрессия, головные боли, психосоматические заболевания. Ребёнок также подвержен негативным реакциям со стороны нервной системы, когда он ограничен запретом на выражение чувств. Почему яркое выражение чувств ребёнка может являться нежелательным для родителей и как избежать негативных последствий, расскажет MedAboutMe.
Причины, по которым родители стремятся ограничить эмоции ребёнка
Как правило, причины родительских запретов редко кроются в неудовлетворительном поведении ребёнка, чаще они связны с комплексами самого взрослого. Разберем их подробно:
- Ребёнок бурно реагирует на что-то в общественном месте — в магазине, транспорте, на празднике. Истерика, которая происходит прилюдно, всегда неприятна для окружающих. Первое, что стремятся сделать родители — это прекратить ее. Часто в ход идут такие методы, как отвлечение, строгий запрет или запугивание. Мы требуем от детей «немедленно замолчать», «сейчас же прекратить плакать», не задумываясь над тем, чем может быть вызвано такое поведение.
- Ребёнок выражает эмоции, которые «откликаются» в сознании матери или отца. Например, папе, которому в детстве строго запрещали плакать и требовать что-то для себя, может быть очень неприятно смотреть на подобное поведение. Перекликаясь с травмой детства, такая реакция малыша становится для взрослого невыносимой. В этом случае, папа, скорее всего, также будет требовать ребёнка замолчать, чтобы не испытывать душевной боли, которую ему запрещали переживать в детстве.
- Третьей причиной может быть раздражение взрослых в ответ на гнев, злость или плач детей. Такое отношение свойственно родителям, бессознательно отказывающимся принимать безусловно своих детей. То есть, они чувствуют себя комфортно, когда дети радостны, веселы и счастливы. В ситуации эмоционального расстройства, ярости или истерики детей они переживают растерянность и не знают, как поступить. Поэтому, чтобы вернуться в состояние комфорта, родители делают то же самое — заставляют детей немедленно прекратить выражать свои чувства.
Чем опасно для детей сдерживание эмоций?
Эмоции — это неотъемлемая часть психических реакций каждого человека. Психологи считают, что запрещая детям злиться, негодовать, быть упрямым и требовательным, выражать чувства обиды или ревности, родители, тем самым, нарушают естественное развитие их психических процессов. Заглушенная или не выраженная эмоция, оказывается «проглоченной» ребёнком и она остается внутри его сознания до тех пор, пока не представится случай ее проявить.
Запретить эмоциям существовать — все равно что запретить дереву расти. Опасность резкой остановки бурных чувств заключается в том, что они все равно найдут выход, только это может проявиться позже, в личных комплексах и заболеваниях.
Невысказанные чувства никуда не уходят. Они остаются в подсознании. Повторяющиеся ситуации и отказ на выражение чувств провоцирует рост внутреннего напряжения, что может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Часто это проявляется в головных болях, неврозоподобных состояниях, аллергических реакциях, проблемах с желудочно-кишечным трактом и сердечной системой. В таких случаях врачам обычно сложно поставить диагноз, поскольку обследования ребёнка говорят о том, что он здоров. Такие нарушения здоровья относятся к психосоматическим заболеваниям. Когда ситуация является серьезной — ребёнок может задерживаться в развитии или иметь хронические заболевания — следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
Кроме того, дети могут начать «сливать» накопленные эмоции в детском саду или школе — агрессивно реагировать на любое незначительное замечание, стать излишне раздражительным и чувствительным. Таким ребятам сложно наладить контакт со сверстниками, поскольку любая мелочь может легко вывести их из себя, вызвать гнев или слезы — просто их накопилось слишком много, и они требуют выражения.
Как эмоциональный мир связан с развитием ребёнка?
В семьях, где родители относятся строго к проявлению эмоций, дети рискуют вырасти «зажатыми», испытывают сложности во время общения с людьми, в ситуации, которая будет требовать проявления чувств, они могут переживать сильный дискомфорт.
Резкий запрет на плач, гнев или злость, передает детям бессознательную установку «не чувствуй» и «не будь собой». Развитие ребёнка в этом случае может столкнуться с трудностями — чаще всего они касаются его личного потенциала, творческих способностей, отношений с воспитателями, учителями и другими детьми.
Родители должны формировать отношение ребёнка к эмоциям
Взрослым, которые хотят видеть детей здоровыми и счастливыми, стоит понять, что выражать чувства, даже отрицательные — это нормально. Другой вопрос — как научить маленьких людей управлять своим внутренним миром? Ведущей деятельностью детей, пока они не пошли в школу, является игра. Поэтому все, что связано с воспитанием и развитием в дошкольном возрасте, следует преподносить через игру. Когда вы видите, что малыша переполняют негативные чувства, ему хочется кричать и плакать, стоит отразить его боль, поскольку он еще слишком мал, чтобы уметь отделать свои чувства друг от друга, знать, почему они возникли и уметь успокаиваться. В этом ему может помочь взрослый.
Опуститесь перед ребёнком так, чтобы вы были на одном уровне, и проговорите вслух, что он сейчас чувствует. Начните со слов «Я вижу, что ты плачешь, потому что тебе горько (больно, грустно, обидно и т. д.)…» Эта фраза снимает душевые переживания лучше любых запретов на гнев и злость, и, к тому же, является полезной.
Следующей фразой взрослого, который хочет прекратить истерику, должно быть предложение помощи, выхода из ситуации, которая расстроила малыша или выбора вариантов, один из которого мог бы его устроить. Ключевым моментом в этой практике является отреагирование чувств (их выражение, когда у ребёнка снижается внутреннее напряжение), и ребёнок понимает, что его эмоции — это часть его, и когда он их выражает, с ним все в порядке. Такой метод подходит для более маленьких детей от 2 до 5 лет, когда им еще трудно отделять свои чувства от себя, и они больше нуждаются просто в понимании. Более взрослых детей можно приучить выражать свой гнев или другие эмоции сознательно. Заведите дома «стул обиды», «стакан для криков», «подушку гнева». Такой метод оказывается отличным психотерапевтическим способом через игру выразить негативное состояние. Пусть дети знают правила игры: тот, кто обиделся, может сидеть на «стуле обиды» и обижаться вдоволь — столько, сколько ему хочется. Важный момент — такой стул не выполняет функцию наказания, а служит местом, где можно обижаться.
«Стаканчик для криков» поможет плакать и кричать в него, пока не закончатся слезы. А «подушку гнева» можно бить и колотить, пока не станет легче.