Наверное, никому из взрослых не хочется, чтобы ребёнок рос лежебокой и лентяем. Как вырастить достойного помощника по хозяйству? Как научить ребёнка убирать за собой вещи, помогать младшим и родителям? С какого возраста лучше всего приучать ребёнка делать что-то по дому? MedAboutMe нашел ответы на эти насущные вопросы с помощью психолога Сергея Ланга.
Осознаем ясно свою родительскую цель
Прежде чем начинать активно просить ребёнка, или даже приказывать ему «сделай то» или «выполни это», каждому родителю следует ясно осознавать, какую цель при этом он преследует. Хочет ли он приучить ребёнка к трудолюбию в широком смысле слова; желает ли он, чтобы чадо получило навыки самообслуживания или ему просто кажется, что пора бы перестать «бить баклуши» и сделать хоть что-нибудь полезное для семьи?
При этом стоит иметь ввиду, что приобретение бытовых умений ради каких-то далеких перспектив абсолютно бессмысленно. Приучение ради приучения будет восприниматься ребёнком как пустая и обременительная трата времени. Дети очень чутко понимают, зовут ли их взрослые, потому что действительно нуждаются в помощи, или же просто хотят занять «хоть чем» и, как Золушку, просят отобрать белые зернышки от черных. Например, когда мама заболела или появился младший братик или сестричка, ребёнок легко и с удовольствием выполняет необходимый бытовой минимум.
Скажем «нет» имитации деятельности!
Чтобы не превратить приобщение детей к бытовым делам в противоборство родителям, пусть работа преследует конкретную цель и результат: чистая посуда, чистые полы. Учите детей постарше пользоваться бытовой техникой. Если вся семья пользуется посудомоечной машиной, нет причины каждый раз заставлять подростка мыть гору посуды вручную, в качестве «трудотерапии». По той же причине просьба провести в своей комнате генеральную уборку, если весь дом убирает помощница, будет смотреться искусственно. Поверьте, обязанностей в семье хватит на всех, если они правильно поделены между всеми родственниками.
Растим маленького помощника
Вовлекать ребёнка в процесс домашних хлопот полезно не только потому, что вам надо растить «смену», перспективного помощника, но и потому, что выполнение каких-то дел развивает детей: их мелкую моторику, у них появляется желание быть полезными, получить заслуженную похвалу за свою работу. Часто маленький ребёнок начинает сам помогать родителям неосознанно — просто повторяя за ними какие-то привычные действия, например, пытается в самом юном возрасте подметать пол, вытирать пыль, что-то ремонтировать.
Совет от психолога Сергея Ланга: «Никогда не останавливать ребёнка в его желании производить какие-то хозяйственные действия, которым он научился у вас или у своих дедушек и бабушек. Пускай у него все получается не очень хорошо, и, подметая, он больше разбрасывает мусора, чем собирает — ничего страшного, он научится, если вы не будете мешать ему играть и познавать этот мир. Маленький ребёнок всему учится на вашем примере, повторяя ваши действия, и для него это, в первую очередь, игра, как все, чем он занят на протяжении дня. Поэтому запомните, научить ребёнка чему-то гораздо проще в игровой форме.»
Когда надо начинать обучать юного помощника?
Золотое правило успешного приучения к выполнению домашних поручений гласит: все возлагаемые обязанности должны соответствовать возрасту ребёнка! В этом смысле очень опасно подгонять ребёнка, особенно, когда вы только даете малышу попробовать что-то выполнить. Если возникает сильное желание что-то переделать за ребёнком, постарайтесь сделать это незаметно. Не стоит ребёнка ругать — снижайте порог критики. Более того, лучше даже преувеличить свою радость при виде того, что кроха выполняет какую-то вашу просьбу. Но и не переусердствуйте — похвала должна быть получена ребёнком за достижение. Если часто повторять «молодец», не привязывая к результату, это слово обесценится в глазах ребёнка.
Подробнее о «возрастных ограничениях» расскажет Сергей Ланг: «Приучаем ребёнка постепенно, как только научился самостоятельно ходить, что-то говорить и понимать, чего вы собственно от него ждете. Идеальный возраст, пожалуй, 2 года. В этом возрасте малыш уже может выполнять несложные поручения: подать какую-то вещь, принести что-то. Все это, естественно, должно происходить в игровой форме и сообща. Если вы попросили ребёнка подать вам какую-то книгу и он с готовностью выполнил ваше задание, не забудьте его поблагодарить и сказать ему: «Какой ты у меня молодец! Мамин/папин помощник!» Успехи всегда надо закреплять.
Чем старше становится ваш малыш, тем более сложные вещи вы можете ему поручать. Естественно, речь не идет о генеральной уборке в доме или санитарной обработке мест общего пользования. Но трехлетний малыш вполне может убрать за собой игрушки, собрать формочки и совочки после посещения песочницы. Сначала он будет делать вместе с вами, потом уже самостоятельно все сложит. Вместе с пятилетним ребёнком вы можете уже задуматься о совместной уборке в его комнате. Ему можно поручить вытереть пыль с полки, красиво расставить игрушки. Ребёнок 5-6 лет может помыть за собой чашку и тарелку, конечно, все это он будет делать под вашим чутким контролем, но все равно самостоятельно.»
Забота старших детей о младших братиках и сестричках
Безусловно, на стадии приучения обязанности должны быть приятны детям любого возраста. Например, убрать грязный подгузник новорожденного — не очень удачное поручение для старшего. Если родители просят посидеть с младшими или позаниматься выполнением домашнего задания, следует обязательно учитывать наличие личной инициативы и желания — в случае, когда старший не хочет быть нянькой, это необходимо учесть. Но мама всегда может попросить выполнить какую-то другую работу: сходить в магазин, почистить картошку — пока она побудет с малышом.
Как психологи относятся к материнским просьбам посмотреть за младшим братиком или сестричкой? Рассуждает Сергей Ланг: «Если у вас появился второй ребёнок, то вам просто необходима помощь старшего малыша, особенно, если разница в возрасте между вашими крохами составляет как минимум 3 года. Помощь в данном случае — это обучение тому, что от жизни старшего зависит жизнь младшего, что они всегда должны помогать друг другу, быть рядом. Нет лучшего способа им узнать друг друга и полюбить, как проявлять заботу. Трехлетнего малыша можно попросить, например, сообщить, когда проснется его братик или сестричка. Конечно, вы можете оставить с детьми радио-няню, но иногда и такое ответственное дело надо кому-то доверить из маленьких помощников.
Маленьким детям очень нравится быть ответственными и этим всегда надо пользоваться: разрешать покатать коляску, присмотреть за братом или сестричкой, ванной или за обедом, покормить. Естественно, только вам решать, когда вы можете оставить их наедине в ванной, трехлетний ребёнок с подобной задачей явно не справится, а вот шестилетний — пожалуйста. Забота друг о друге рождает в детях любовь, и младший будет отвечать взаимностью и относиться к своему старшему братику или сестричке, когда подрастет, точно также.»