02.04.2016 25443

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

Сегодня многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Но далеко не всегда они связаны с какими-либо нарушениями или отклонениями в их развитии. Бывает, родители и специалисты тратят много времени и сил на занятия с ребенком, но толку никакого. У вас был и психолог, и логопед, и педагог с дефектологом, однако, даже к окончанию начальной школы сын или дочка отстают от своих сверстников? Учеба дается с трудом? Ребенок непонятно пишет? Не воспринимает задания? Читает ужасно и не может пересказать даже малюсенький рассказ? Дело здесь не в качестве занятий и не в компетентности специалистов. Скорее всего, дело здесь в особенностях созревания головного мозга вашего малыша.

Когда обратиться?

Можно предположить, что дошкольника надо показать нейропсихологу, если у мамы были сложные беременность и роды, а у крохи проблемы развития на первом году жизни. Кроме того, в случае если у малыша есть врожденные или хронические заболевания и в настоящее время наблюдаются повышенная утомляемость, трудности саморегуляции, гиперактивность.

Скорее всего, у ребенка в ранние периоды развития не заложился необходимый «фундамент» для дальнейшей успешной деятельности и развития. Эта проблема усугубляется еще тем, что сегодня по-прежнему в моде раннее развитие детей. На неокрепший психический фундамент мы, родители, начинаем «надстраивать» огромное здание в виде раннего (в 3-4 года) обучения математике, логике, грамоте, чтению и так далее. Психика малыша дает первую небольшую «трещину»: капризы, упадок сил, ранимость, частые заболевания.

Затем при подготовке к школе и в начале школьного обучения мы, взрослые, продолжаем строить в этом неустойчивом здании всё новые и новые этажи, развивая учебные навыки, перегружая самой разной информацией и уделяя львиную долю нашего внимания развитию, в основном, исключительно интеллектуальному. Вместе с тем, из поля нашего зрения ускользают фоновые компоненты – темп деятельности, колебания работоспособности, утомляемость, тонус (не только мышечный, но и общее состояние активности-пассивности).

Зачастую педагоги и родители начинают «бить тревогу», когда появляются значительные пробелы в освоении школьной программы. Назначаются дополнительные занятия, нанимаются репетиторы, организуются курсы скорочтения или развития логического мышления, в то время как проблема лежит в совершенно другой плоскости. Именно здесь может оказаться очень кстати помощь особого специалиста – нейропсихолога.

shutterstock_370909649.jpg

В каких случаях нужна помощь нейропсихолога

Какие же проявления могут служить для родителей и других взрослых своего рода «сигналами» о том, что для эффективной помощи ребенку требуется нейропсихологическая диагностика и коррекция?

  • трудности запоминания, воспроизведения и понимания устной или письменной речи;
  • нарушения мелкой и крупной моторики;
  • проблемы понимания грамматических конструкций речи, счёта, письма;
  • повышенная утомляемость, истощаемость;
  • гиперактивность, трудности самоорганизации;
  • пропуски букв, слогов на письме и при чтении;
  • колебания внимания и эмоционального фона;
  • низкая помехоустойчивость;
  • трудности ориентировки в заданиях, пространстве тетради и доски;
  • сложности в следовании инструкции;
  • тяжело сидеть за партой.

На какой возраст рассчитана программа нейропсихологической коррекции?

Бытует мнение, что от 4 до 10 лет. Оно имеет под собой основание, так как именно в указанный период структуры мозга обладают необходимой для коррекции пластичностью. Вместе с тем, нельзя сказать, что с детьми более старшего возраста данный вид коррекции абсолютно неприменим. Он будет просто иметь другие зоны воздействия.

Как это работает?

Во-первых, такой специалист может сделать комплексную нейропсихологическую диагностику и выявить, в чем именно причина у ребенка учебных и поведенческих трудностей. Диагностика эта достаточно длительная и занимает от 1,5 до 3 часов.

Во-вторых, при необходимости провести серию занятий по нейропсихологической коррекции (она также может называться психомоторной, сенсомоторной). Данная программа основана на методе «замещающего онтогенеза» (авторы Б.А. Архипов, А.В. Семенович), предполагающем возврат к более раннему возрасту ребенка и активизацию тех мозговых структур, которые в своё время не были «запущены» в должном объеме.

shutterstock_232519192.jpg

Из чего состоит специальный комплекс упражнений?

Результат дост