Психологическая диагностика развития детей позволяет всесторонне оценить особенности психических функций и выявить отклонения. После специалист может провести анализ ситуации и предложить способы решения имеющихся проблем.
Цели, задачи, принципы
Основные задачи психодиагностики детей дошкольного возраста:
- Выявление особенностей развития психической сферы ребёнка.
- Оценки специфики нарушения.
- Динамика психического развития.
- Прогноз обучаемости ребёнка.
- Оказание необходимой помощи.
Полноценное исследование ребёнка должно включать методы анализа переживаний, поступков, мотивов, а также методы, которые позволяют объективизировать степень выраженности нарушений.
Вот основные принципы диагностики:
- Проведение обследования должно проводиться в соответствии с положениями определённой научной концепции.
- Особенности состояния ребёнка должны оцениваться с точки зрения возраста и закономерностей развития всех психических сфер.
- Чёткое разграничение тех или иных понятий — это важно для адекватной оценки психического развития. Например, есть существенное различие в понятиях «нарушенное» и «отклоняющееся».
- Проведение исследования должно соответствовать особенностям развития ребёнка в тот или иной возрастной период.
- Использование методов и технологий, которые действительно эффективны.
Главная цель — выявить нарушения (если они есть) и найти решение проблемы.
Как проводится диагностика?
Существуют разные методики диагностики развития детей. В любом случае, к методикам предъявляется ряд требований.
Прежде всего, методика должна иметь долгий срок апробации. Кроме того, технология проведения и анализ результатов должны оставаться неизменными на всём сроке использования. Методика должна охватывать большой возрастной диапазон, а получаемые результаты должны иметь качественные показатели. Обязательно методика должна учитывать разные состояния и характеристики деятельности ребёнка.
Диагностическая работа проводится в присутствии родителей. Перед диагностикой ребёнок должен ознакомиться с помещением.
Работа всегда проводится в форме игры. Специалист привлекает внимание ребёнка, а не заставляет его что-то делать насильно. Доброжелательный контакт — одно из условий получения достоверных результатов.
Психолог беседует с родителями, с ребёнком, оценивает действия и поступки ребёнка, его работоспособность, психическую активность, эмоциональные реакции, коммуникативные способности, вербальные проявления, понимание инструкций к заданиям, заинтересованность в их выполнении, реакции ребёнка в разных ситуациях эксперимента и многое другое.
После исследования специалист проводит тщательный анализ и выдаёт рекомендации, которые содержат предложения по дальнейшему сопровождению ребёнка. К ним относятся различные коррекционно-развивающие мероприятия. Например, работа с психологом, логопедом, дефектологом.
Стоит помнить, что психолог не формулирует клинический диагноз. Он описывает особенности ребёнка, выявленные нарушения и даёт рекомендации.
Использованы фотоматериалы Unsplash