Во время работы с маленькими детьми психологи и психотерапевты предпочитают использовать игру, как метод общения, обмена информацией и последующей гармонизации. На самом деле, игровые занятия для работы с детской психикой вполне можно практиковать и в домашних условиях, не обладая для этого какими-то особенными навыками или знаниями. Правильно организованная игра поможет родителю узнать больше о собственном ребёнке, стабилизировать его психологическое состояние, устранить тревожность и нейтрализовать стресс.
Ребёнок, как растение на новом месте
Суть этого занятия-игры заключается в метафоре растения, которое начинает пускать корни в новом месте. Родитель вместе с ребёнком сочиняет сказку о зернышке, цветочке либо деревце, которое попадает на новое место обитания, например, его пересаживают в другой горшочек, чтобы вырастить красивым и сильным. Либо семечко само отправляется в путешествие вместе с ветром или птицами и попадает в благоприятное место для роста.
Поначалу растение начинает присматриваться к новому жилищу, рассматривать, кто находится рядом и понемногу пускать корни, приживаться. Со временем оно становится взрослым, начинает цвести, общаться с друзьями-птицами или зверями. Задача родителей:
Выяснить, уютно ли чувствует себя растение, в безопасности ли оно.
Подтолкнуть к мысли о том, кто или что может прийти к растению на помощь. Возможно, цветочек будет себя более уютно чувствовать под прикрытием забора, а может быть ему нужно покровительство цветочной феи или взрослого друга.
Пусть сказка повернет так, чтобы растение ощутило себя в абсолютной безопасности, организованной малышом. После окончания игры можно отправиться к реальному деревцу, погладить его и обнять, а также украсить ленточкой.
Линия жизни — практика от детского стресса
Ребёнок, столкнувшийся со стрессом, может как бы закапсулироваться в перенесенных травматических событиях и ограничиться от реальности. Чтобы вернуть его к настоящей жизни, можно воспользоваться несложной, но интересной игрой. Психологи советуют практиковать такое занятие лишь при наличии достаточного количества времени и эмоционального ресурса.
При помощи ниточки либо длинной ленты стоит выложить ровную линию. Отличным вариантом станет использование гирлянды со светящимися огоньками-маячками. В зависимости от возраста малыша, нужно расставить на линии вехи — яркие предметы (вполне можно использовать обувь) с интервалом в несколько шагов. При этом количество меток должно равняться количеству лет и еще +2. Важно, чтобы протяженность общей линии была на порядок большей, нежели длина возрастных отметок — пусть лента уходит «в бесконечность).
Ребёнок должен встать на первую отметку — это место, где ему всего лишь годик. Взрослый напоминает, что когда он был таким маленьким, он только начинал всему учиться. Ребёнка можно взять на ручки, обнять его и придумать другие поведенческие модели, символизирующие ранний возраст.
По мере продвижения по линии нужно говорить малышу искренние слова и напоминать о новых умениях и новых достижениях. А после прихода к точке реального возраста следует остановиться на ней подольше и задуматься о том, что есть сейчас. После этого ребёнок смело шагает в «будущее», и родитель обязательно говорит о том, что уверен в его счастливом взрослом будущем. Вполне можно подхватить малыша на руки и пролететь вместе с ним над вехой «сейчас» — это поможет ему почувствовать поддержку.
Читающим детям на отметках возраста можно оставлять листики с написанными пожеланиями, тематическими сюрпризами или ресурсными словами.
Работа с мимикой в игре
Ребёнок, переживший травматизацию и находящийся в состоянии стресса, часто «надевает маску» — его лицо становится застывшим в неопределенной эмоции либо постоянно безучастным. В такой ситуации на пользу пойдут разные пластические практики:
- Работа с реальным кусочком мягкого пластилина. После разминания такого материала руками, можно предложить ребёнку почувствовать себя пластилином. И из его лица в шутку «вылеплять» разные формы — теребить щечки, просить надуться и покривляться.
- Соревновательные кривлялки. Можно воспользоваться зеркалом и покорчить с ребёнком всевозможные веселые рожицы.
- Использование масок. Для таких практик подойдут готовые изделия, а также сделанные и раскрашенные собственными руками. Ребёнку стоит выбрать маску собственной силы — походить в ней, пожестикулировать. После следует надеть маску слабости, к примеру, страха или неуверенности, и поговорить от имени такой маски. В конце необходимо снять маску и спросить: «Чем может быть полезна первая маска?» и «Может ли первая маска помочь второй?».
- Игра в театр. Можно попробовать разыграть с малышом простую постановку любимой сказки. Если пойти немного дальше, стоит еще и пригласить родных на представление.
Простые игры в «маски» можно практиковать буквально каждый день. Если предложить ребёнку время от времени представлять себя кем-то другим, а затем разбирать, как именно такое представление может быть полезным в привычной жизни, можно многое узнать о психологии собственного чада и о его насущных потребностях и проблемах.
Простые праздники от тревожности
Ребёнок, перенесший стресс или находящийся в состоянии перманентной тревожности, подсознательно ощущает невозможность радости для себя, как в настоящий момент, так и в будущем. Иногда травмированные дети даже чувствуют вину, если позволяют себе позитивные эмоции, и начинают сопротивляться ним. Тут на помощь пойдет своеобразное разрешение ребёнку чувствовать себя счастливым. И для этого родителям нужно:
- Придумывать простые праздники на ровном месте, к примеру, праздник застилания постели.
- Делать сюрпризы близким.
- Фиксироваться на позитиве — замечать, записывать и зарисовывать достижения.
- Ежедневно отмечать, что хорошего было за день.
Простые психологические приемы помогут развитию позитивного мышления. Кроме того, они нейтрализуют скрытый стресс и тревожность, а также поспособствуют большей открытости ребёнка.