Стресс

Человек в процессе своей жизнедеятельности регулярно подвержен воздействию значительного количества факторов внешней среды, ряд которых приводит к развитию ответной реакции организма, называемой стрессом. Впервые это понятие было введено американским психофизиологом Уолтером Кенноном в его работах, однако изучением стресса и связанных с ним факторов занимался другой известный психофизиолог – Ганс Селье. Это понятие он тесно связывал с общим адаптационным синдромом. Стресс может как помочь оказывать существенное положительное влияние на жизнь людей, являясь средством мотивации, так и негативно повлиять на настроение и отношения с окружающими, а также привести к целому ряду серьезных проблем психического и физического здоровья. Большое количество людей подвержены воздействию внешних факторов в связи с низким уровнем жизни, напряженной работой, проблемами в семье и другими негативными факторами.

Стресс

Стресс

Под физиологическим или биологическим стрессом понимают реакцию организма, связанную с перестройкой его функционирования в ответ на экзогенные или эндогенные факторы. Таким образом, стресс является попыткой организма приспособиться к возникшим изменениям. Также под стрессом понимают негативное состояние, которое может повлиять на психическое и физическое благополучие.

Как правило, при воздействии стрессового фактора, организм отвечает активацией симпатической нервной системы, что повышает приспособительные возможности организма и позволяет адаптироваться к новым условиям деятельности. Однако, из-за того, что организм не может длительно поддерживать высокую активность симпатической нервной системы на высоком уровне, парасимпатическая система возвращает функциональное состояние на нормальный уровень.

Физиологи определяют стресс как реакцию организма в ответ на раздражитель, реальный или представляемый. При этом, в зависимости от продолжительности реакции, выделяют острый и хронический ответ. Ганс Селье включал стресс в состав общего адаптационного синдрома, отображающего как организм живых существ отвечает на стрессовый фактор.

В состав общего адаптационного синдрома входит три постоянных фазы:

  • тревоги;
  • устойчивого сопротивления;
  • истощения или восстановления.

Фаза тревоги является первым этапом и делится на два периода:

  • Шоковый

На протяжении этого периода организм может подвергнуться влиянию различных стрессовых факторов, что будет проявляться снижением или нарушением нормальных функций организма, вплоть до шока.

  • Антишоковый

Начинается после того, как стрессовый фактор идентифицирован и организм активно отвечает на него путем активации нервной системы и выброса катехоламинов в кровоток, что приводит к повышению мышечного тонуса, артериального давления и глюкозы в плазме крови.

Фаза устойчивого сопротивления является вторым этапом общего адаптационного синдрома, в котором решающую роль играет высокая секреция глюкокортикоидов. Интенсификация системного ответа проявляется липолитическим, катаболическим и антианаболическим эффектами: увеличивается уровень глюкозы, жирных кислот и аминокислот в плазме крови. Также, высокий уровень глюкокортикоидов нередко становится причиной лимфоцитопении, эозинопении, нейтрофилии и полицитемии. В высоких дозах кортизол начинает потенцировать выделение минералокортикоидов, что приводит к состоянию, называемому гиперальдостеронизмом. Если стрессовый фактор сохраняется, организму становится необходимым поддерживать уровень гормонов надпочечников для приспособления к неблагоприятным условиям.

Третий этап может быть представлен как истощением (при повторяющемся воздействии стрессового фактора), так и восстановлением организма.

Фаза восстановления наблюдается при преодолении стрессового фактора или его элиминации. Наблюдается восстановление изменений на первоначальный уровень, что проявляется снижением уровней глюкозы, липидов и аминокислот, используемых для анаболических процессов, до нормальных концентраций.

Фаза истощения наблюдается при невозможности организма справиться с действием стрессового фактора, в связи с чем ресурсы организма существенно снижаются и становятся недостаточными для функционирования на том же уровне. На начальных этапах это проявляется появлением побочных симптомов, таких как потливость и высокая частота сердечных сокращений, в отдаленном же периоде нарушаются функции иммунной системы, наблюдаются нарушения в пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной системах.

Таким образом, можно сделать вывод, что косвенным показателем стресса является повышение концентрации гормонов надпочечников.

Стресс у ребенка

Стресс у ребенка

Стресс у ребенка тесно связан с его развитием и приспособлением к окружающему миру.

Принято считать, что организм детей более подвержен стрессу, что связано с высокой пластичностью и податливостью биологических систем к различным внешним изменениям. Наибольшая пластичность наблюдается в детском возрасте, когда организм развивается быстрыми темпами. С возрастом она заметно снижается.

Так, дети рождаются в неизвестном для них мире и понятия не имеют о том, где они родились, о богатых или бедных людях, об опасности и безопасности и прочих характеристиках окружающей среды. Однако, благодаря запуску адаптационных механизмов, в организме ребенка происходят изменения, обеспечивающие его выживание. В соответствии с характеристиками внешней среды, в которой отсутствуют доступные питательные вещества, а температура не соответствует потребностям организма, у детей происходит замедление обмена веществ, наблюдается становление теплорегуляции и возникает потребность в питании. Как правило, эти изменения в организме ребенка возникают непроизвольно на фоне стресса, обусловленного влиянием различных факторов.

Многочисленные исследования показали, что ребенок чувствителен к воздействию стрессовых факторов еще в утробе матери. Это, как правило, может приводить к проблемам с эмоциональными или когнитивными функциями после рождения. В целом, отмечается, что при воздействии стресса матери на плод во время его внутриутробного развития, у детей отмечается более выраженный ответ на внешние воздействия (в проведении это проявляется нервозностью, вспыльчивостью и другими чертами). Это нередко обусловлено фенотипическими проявлениями заложенных генотипом физиологических ограничений. Так, в ряде крупных исследований зарубежных авторов было подтверждено, что у ряда детей, имеющих определенные гены, отвечающие за реакцию на стресс, их активация была тесно связана с постоянным стрессом матери во время беременности (как правило, в исследуемой группе принимали участие женщины, подвергшиеся насилию). В то же время у детей, имеющих благоприятные условия развития, гены, отвечающие за реакцию на стресс посредством хронического повышения уровня глюкокортикоидов, активированы не были.

Также, в ходе ряда исследований, проведенных зарубежными учеными, было выяснено, что у детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет существенно повышаются уровни кортизола при воздействии неблагоприятных социальных факторов (проживании в условиях нищеты, плохих жилищных условиях, некачественном питании, проблемах в семье), что подтверждает возможность развития хронического стресса даже у маленького ребенка.

Уже сразу после рождения новорожденный подвергается влиянию стресса, в ответ на который происходит активизация нейроэндокринной системы, в составе которой особо следует выделить гипоталамус и надпочечники, развивающиеся во время пренатального и раннего постнатального периодов. Как только мозг обнаруживает стрессовые факторы, происходит выработка кортизола, повышающего адаптационные возможности организма путем регулирования эмоционального возбуждения, повышения внимания, мотивации, активации самозащиты и влияния на циркадные ритмы.

Хронический стресс иначе сказывается на работе нейроэндокринной системы, приводя к изменению функционирования лимбических и корковых структур головного мозга. Так как лимбическая система занимает центральное место в мотивации и памяти, а корковые структуры влияют на мышление и регуляцию, эти нервные функции при любых стрессовых воздействиях могут как усиливаться, так и ослабевать.Отмечено, что если ребенок эмоциональный, стресс развивается у него быстрее, однако и процесс восстановления у него протекает быстрее, что связано с лабильностью процессов в нервной системе.

В связи с этим, при продолжительных влияниях стресса у детей можно добиться повышения концентрации внимания, памяти и способности к фокусированию мышления.

Также для ребенка стрессовым фактором является попадание в какие-то новые условия, будь то первое посещение детского сада, школы или секции. Однако, именно благодаря стрессовым факторам осуществляется приспособление и создание собственной зоны комфорта.

В то же время изучение нового материала, проблемы со сверстниками и дома являются тяжелыми стрессовыми факторами, приводящими к недопониманию с окружающими, ухудшению настроения и когнитивным расстройствам.

Как правило, большое значение играют периоды развития ребенка до трех лет (когда происходит активное познание мира) и от трех до семи лет (когда происходит психологическая адаптация и закладываются личностные качества и характер ребенка). В эти периоды следует максимально оградить ребенка от неблагоприятных стрессовых факторов, к которым наиболее часто можно отнести проблемы в семье. В этом возрасте большую роль играет количество времени, проведенное родителями с их детьми.

Однако, нередко дети не справляются со стрессовыми влияниями, что проявляется:

  • перепадами настроения;
  • нарушением сна;
  • ночным недержанием мочи;
  • головными болями;
  • проблемами с концентрацией внимания;
  • замкнутостью;
  • появлением привычки грызть ногти или некоторые предметы.

Как правило, в таких случаях следует уделить больше внимания ребенку, разобраться и, по возможности, устранить причины развития стресса.

Возраст от 7 до 15 лет сопряжен с изучением большого количества информации, определяющей кругозор, эрудированность и понятия об окружающем мире. Стрессы в этом периоде сопряжены, как правило, с тяжестью обучения в школе, на которое уходит много сил и энергии, что нередко вызывает негативные эмоции у ребенка.

Переломным моментом в жизни детей является период полового созревания, стресс при котором обусловлен изменениями гормонального фона, что приводит к переосмыслению жизненных ценностей и формированию собственных взглядов. Им кажется, что их не понимают, что становится причиной хронического стресса. Из-за этого их поведение сопровождается частыми конфликтами с окружающими.

Также сильный стресс испытывает ребенок в возрасте от 16 до 18 лет, что обусловлено важностью выбора будущей специальности, а также поступлением в высшее учебное заведение. Нередко подросткам кажется, что их никто не понимает, что также становится причиной переживаний.

Стресс у взрослого человека

Стресс у взрослого человека

Стресс человека в возрастной группе от 18 до 65 лет в большинстве обусловлен несоответствием ожиданий реальным социальным ролям в социуме.

Так, причины стресса примерно у трети работающего населения связаны с особенностями выбранной профессии. Согласно проведенным в США исследованиям, было выявлено, что руководители организаций намного меньше подвержены хроническому стрессу, в отличие от их подчиненных. Нередко это может быть связано с более высоким качеством жизни начальников. Однако, несколько чаще это связано с нахождением в подчинении и жесткими требованиями к сотрудникам, что вызывает психическое напряжение и стресс.

Как правило, формирование семьи, являющейся ячейкой общества, должно защищать человека от проблем и стрессов современной общественной жизни. К сожалению, это происходит далеко не всегда. Кроме того, нередко именно семья и разногласия в ней становятся причиной хронического стресса, что нередко заканчивается разводом.

Причины разводов в России представлены:

  • зависимостью от психоактивных веществ одного из супругов, что становилось причиной распада брака в 41% случаев;
  • отсутствием собственной жилплощади – 14% случаев;
  • вмешательством посторонних в дела семьи – 14 % случаев;
  • бесплодием – 8% случаев ;
  • раздельным проживанием, в том числе по служебным или судебным причинам – 8%;
  • инвалидностью одного из супругов – 1%.

Как правило, развод сам по себе является тяжелым стрессогенным фактором не только для супругов, но и для их детей, в связи с чем государством и обычными людьми должны предприниматься меры по снижению частоты этого неприятного общественного явления.

Также высокий уровень стресса для мужчин и женщин связан с кризисом среднего возраста – состоянием, обусловленным пониманием несоответствия желаемого действительности и связанное, как правило, с переоценкой собственных возможностей. Также именно в этот период происходит осознание старости.

Стресс у мужчин

Стресс у мужчин

Стресс взрослого человека, особенно у мужского населения в молодом возрасте, нередко связан с армией. Это обусловлено в первую очередь тем, что происходит резкая смена обстановки, где рядом нет ни родителей, ни старых друзей и, в то же время, приходится подчиняться приказам, выполняя вещи, которые, в большинстве случаев, не доставляют удовольствия. Тем не менее, именно армия является той частью современного общества, в котором осуществляется социализация мужского населения и формируются жизненные ориентиры.

Для мужчин также сильным стрессом является принятие новых ролей, таких как кормилец семьи и отец. В настоящее время все чаще встречаются ситуации, когда жена в семье зарабатывает больше мужчины, что вызывает у него некоторые негативные эмоции. И, наоборот, если мужчина успешно справляется со своими социальными ролями, стрессу он подвержен в наименьшей степени.

Стресс у женщин

Причиной стресса у женщин нередко является первая беременность. Как правило, этот период в жизни любой женщины сопряжен с большим количеством переживаний, волнений и страхов. Именно в это время ей требуется поддержка со стороны окружающих, которые должны ограждать её от различных стрессогенных факторов.

Стресс у пожилого человека

Стресс у пожилого человека
</