Психология хорошего взаимодействия людей друг с другом зависит от многих факторов. Среди них: понимание и сочувствие, способность становиться на место оппонента, тактичность, воспитанность, контроль собственных реакций и поведения.
Не всегда общение дает хороший результат — разногласия в семье могут закончиться ссорой, обсуждение деловых вопросов на работе — конфликтом, встречи и свидания с важными людьми — нежеланием продолжать общение. Почему так происходит? Что является причиной непонимания? Как находить общий язык с людьми противоположного пола, деловыми партнерами, детьми, родителями? Что помогает сохранить дружбу, а что способствует тому, что люди отдаляются, пропадают из жизни? Секреты успешной психологии общения в этой статье.
Психология и общение что нельзя говорить?
Часто от того, как люди разговаривают друг с другом, зависит исход планируемых дел и дальнейшие отношения. Существуют слова и фразы, которые, если их употреблять, поворачивают процесс взаимодействия в неправильное русло, заставляют думать плохо о человеке, с которым идет разговор, отбивают желание общаться дальше. Вот самые популярные из них:
- «Я это уже знаю (видел, слышал, читал)». Если произносить эту фразу, перебивая человека на полуслове, то, он может почувствовать себя обескураженным и непонятым.
Если информация действительно является знакомой, то следует дослушать до конца, и, только после этого, сказать о том, что предмет разговора является знакомым. Однако, чтобы не обесценивать сказанное другим, лучше поддержать разговор, например, такими фразами: «Кстати, я, также, знаю про это вот что..., «Кроме того, что вы сказали, мне известно следующее....». Так, человек будет чувствовать, что информация, сказанная им, пригодилась, более того, была дополнена, а тема вызывала интерес.
- «Глупости!», «Чушь!», «Бред!», «Ты несешь ерунду!». Такие фразы не вызывают желание продолжать разговор, а, вместо этого, могут спровоцировать попытки защититься и поспорить. Человек, слыша в свой адрес подобную оценку своим словам, может обидеться на то, что его в завуалированной форме назвали глупцом.
Не стоит торопиться с высказыванием подобных фраз, даже, если партнер, говорящий о чем-то, действительно ошибается. Не ранить его самооценку можно, если употреблять в речи такие слова: «Мне кажется, что ты не прав», «У меня другое мнение на этот счет», «Я думаю, что ты ошибаешься, потому что...». Далее должно следовать логическое обоснование, после которого человек поймет, что он действительно был неправ, однако, не почувствует себя униженно и некомфортно.
- «А у меня лучше (дороже, красивее)». Подобное хвастовство, в ответ на попытки поделиться радостью или успехом, напоминают детские соревнования, не способствуют развитию доверия и точно не подходят в желании наладить отношения.
Человек, когда говорит о чем-то сокровенном и радостном, хочет, чтобы то, чем он делится, было замечено и признано. Один из секретов успешного общения — это быть в курсе того, чем интересуется другой, искренне радоваться за него, проявлять интерес к жизни и делам.
Психология взаимопонимания
Психология отношений людей друг с другом будет приносить радость и не омрачаться конфликтами, если следовать рекомендациям, которые помогут достичь понимания.
Уметь становиться на место собеседника. Это правило работает в самых разных ситуациях: во время общения с детьми, родителями, начальником, коллегами, друзьями, и даже теми, кто вызывает не очень приятные чувства. Часто конфликты между людьми разгораются потому, что каждый из них сосредоточен на своих желаниях и чувствах — такова психология личности. Если в этот момент «переключиться» на собеседника — увидеть то, что происходит его глазами, ощутить на себе условия жизни, в которых он пребывает, стать на время им, а не собой — то, скорее всего, спорная ситуация будет выглядеть по-другому и неприятные чувства сойдут на «нет», уступив место пониманию и сочувствую. В этот момент общение полезно начинать с фразы: «Я понимаю что ты...», «Я вижу, как тебе...», «Я знаю, что у тебя...».
Учет индивидуальных, возрастных и других особенностей. Можно требовать от ребёнка: «Будь всегда серьезным, самостоятельным и ответственным», не учитывая, что его природа отличается непостоянством, чувствительностью, спонтанностью. Если брать во внимание эти особенности, то установить контакт с ним будет гораздо проще. То же самое относится к людям престарелого возраста — общаясь, нужно учитывать, что их уровень развития памяти и восприятия является не таким высоким, как у молодых людей.
Психология личности. Если знать о том, какой характер у человека — что он думает о себе и других, какими недостатками и достоинствами обладает, как ведет себя в трудных ситуациях — то станет гораздо проще подобрать к нему «ключик» во время общения.
Так, агрессивных и эмоциональных людей не стоит провоцировать на обиды и гнев с помощью колких фраз, обсуждения, насмешек, критики. Люди, слишком чувствительные по натуре, могут обидеться на неудачный юмор или неосторожные слова в свой адрес, и тогда общение с ними сложно будет назвать удачным.
Привычка не спешить с выводами. Иногда, во время общения, человек может чувствовать, что его «задели за живое» или он поспешил сказать слова, из-за которых отношения с собеседником могут сильно испортиться. По этой причине, важно развивать в себе привычку не спешить: не торопиться с ответами на вопросы, осторожно и обдуманно делать выводы, принимать решения — взвесив все «за» и «против».
Дружба и любовь
Дружеские отношения — это та область жизни, которая приносит положительные эмоции. Дружбу и любовь можно уберечь от ссор, если следовать следующим рекомендациям:
- стараться выполнять данные обещания;
- не отзываться плохо о друзьях или любимых людях, даже, если отношения с ними испортились;
- не нужно требовать от близких людей того, что они дать не в силах — постоянное внимание и заботу, вечную любовь, все свое свободное время;
- следует быть осторожными со злыми шутками — сердце близкого человека легко ранить обидным словом, а заслужить доверие и хорошее отношение может быть гораздо труднее.
Секреты хороших отношений
- Называть собеседника по имени во время общения — хороший способ расположить его к себе;
- улыбка, прямой и открытый взгляд, спокойный и уверенный голос — способы, с помощью которых можно вызвать симпатию к своей личности;
- искреннее внимание к тому, что рассказывает партнер, поможет ему почувствовать себя значимым, быть откровенным, уважать и доверять;
- комплименты, похвала, слова о любви снимают напряжение и тревожность;
- стоит научиться спокойно принимать конструктивную критику, если она звучит бережно и уважительно;
- чувствовать позитив и передавать его собеседнику — один из главных секретов успешной психологии общения.