Развитие и психология ребёнка — это то, что определяет в целом формирование личности и её дальнейшее взросление. Развитие ребёнка, как известно, происходит непосредственно под влиянием семьи, окружения и обширного социокультурного контекста. При этом хорошее понимание детской психологии дает возможность найти правильный «ключик» к воспитанию.
Основные этапы развития ребёнка
Выделяют следующие этапы развития детей:
- Младенческий возраст. Этот период характеризуется тем, что закладываются основы эмоциональной привязанности. Малыши постепенно учатся распознавать лица и голоса, а через взаимодействие с родителями и близкими развивают первые социальные навыки.
- Раннее детство (1-3 года). На данном этапе дети активно изучают окружающий мир, знакомятся с ним, развивают все сильнее моторные и речевые навыки.
- Дошкольный возраст (3-6 лет). В этот временной промежуток на первый план выходят воображение, творчество и игра. Дети познают основные социальные правила, развивают навыки коммуникации.
- Младший школьный возраст (6-12 лет). У детей все больше проявляется независимость, они осваивают навыки учебной деятельности, а через общение со сверстниками и одноклассниками учатся сотрудничеству и способам разрешения конфликтов.
- Подростковый возраст (12-18 лет). Это завершающий этап детства, когда подростки ищут себя, своё место в мире.
Особенности детской психологии
Психология детей существенно отличается от психологии взрослых, что обусловлено, прежде всего, возрастными, а также социальными и физиологическими факторами.
Можно выделить наиболее характерные черты детского возраста:
- Эгоцентризм. Маленькие дети не умеют воспринимать мир с позиции другого человека, им кажется, что все думают и чувствуют как они сами.
- Магическое мышление. Вера детей в сказочных персонажей и попытки объяснить мир с помощью фантазий объясняется так называемым «магическим мышлением». Через такое мышление хорошо развивается воображение. Стоит знать, что разновидность магического мышления присуща и подросткам: она проявляется в неверии, что с ними может случиться что-то плохое.
- Игра как один из ключевых способов обучения и социализации, когда дети в процессе игры знакомятся, познают мир, развивают социальные навыки.
- Эмоциональные реакции и низкая саморегуляция. Для детей характерна спонтанность и интенсивность выражения эмоций и желаний в связи с незрелостью отделов коры и низким уровнем саморегуляции. Начинает формироваться навык саморегуляции не ранее 4-5 лет.
Психология развития ребёнка связана с тремя важными факторами: семьёй, окружением (детский сад, школа, друзья) и наследственностью (темперамент, поведенческие и эмоциональные предрасположенности). Наиболее важным из них большинство учёных считают семью, как основную среду, в которой формируется и растёт человек.
Так, исследователи О. Влодарчик и М. Шварц отметили, что дети родителей, употребляющих наркотики и алкоголь, нередко растут в условиях сильного стресса и оттого подвергаются большему риску развития психологических и социальных проблем. Отсюда следует вывод, что благополучная семья с любящими и заботливыми родителями выступает залогом воспитания гармоничной и психологически стабильной личности.
Использованы фотоматериалы Unsplash