Внимательные и ответственные взрослые тщательно отслеживают все тонкости и нюансы взросления их детей. И чем раньше проявить такое внимание, тем больше шансов, что не будет ничего упущено. Если проигнорировать какое-то явление, которое мамам и папам кажется пустячным, в будущем ребёнок может столкнуться с серьезными трудностями в развитии и социальной адаптации.
К таким «мелочам» с полным правом можно отнести и необходимость развития мелкой моторики. Родители видят, как их малыш бойко машет ручками и цепко хватает игрушки. Им кажется, что все в порядке, и нет никаких причин для беспокойства и специальных занятий.
Но на самом деле при этом и в физиологии, и в сознании грудничка выстраиваются сложные и взаимосвязанные цепочки действий. И далеко не факт, что ребёнок справится с их формированием собственными силами, без поддержки мамы и папы.
Значение мелкой моторики для развития детей
К мелкой моторике принято относить те движения, которые выполняются, прежде всего, пальцами рук и ног, а также кистями и стопами в целом. Взрослые умиляются тому, как малыш крепко сжимает маленькие пальчики в кулачок, и не осознают при этом, какая сложная цепочка из мышц, нервов, суставов и костей задействована в этом простом вроде бы процессе.
Можно привести такое сравнение. Взрослый человек, который никогда в жизни не плел кружев или не вязал крючком, столкнется примерно с теми же проблемами, что и маленький ребёнок, пытающийся сладить с собственными руками. Одна из его главных задач в самом раннем возрасте — научиться управлять своими руками и координировать их движения.
Родителям сразу же надо настроиться на то, что им предстоит долгий и непростой путь. От того, насколько он окажется успешным, зависит и общее развитие ребёнка. Так, работа над развитием мелких и тонких движений пальцев напрямую связана с речевой функцией. Это связано со структурой человеческого мозга, в котором речевая и двигательная зоны с проекцией кистей рук находятся рядом. Иными словами, чем более ловкими станут эти пальчики, тем быстрее заговорят дети. Одновременно идет стимуляция их воображения, двигательной и зрительной памяти, наблюдательности, общей координации.
Связан ли подход к обучению с возрастом ребёнка
В методиках развития мелкой моторики возраст ребёнка имеет существенно значение. Каждый этап взросление требует особого подхода. Это объясняется и физиологией, и психологией. Но упускать время и планировать обучение «на потом», на период, когда ребёнок станет постарше, не рекомендуется.
Естественное освоение премудростей мелкой моторики начинается практически с рождения. Когда родители видят, как малыш разглядывает свои пальчики, — это и есть самое первое проявление интереса. Потом он учится управлять собственными руками, пытается осознанно взять игрушку или мамин палец. Поначалу это удается только всей ладошкой, затем ребёнок пробует хватать большим и указательным пальцами.
Только после того, как дети освоили подобные движения, можно обучать их, например, правильному использованию ложки. В этот период они начинают не только самостоятельно есть и пить, но и рисовать, держать карандаш, одеваться.
В возрасте до двух лет обучение таким простым движениям остается одним из важнейших направлений развития малышей. Освоив широкий спектр движений пальчиками, они смогут самостоятельно выполнять повседневные и практические действия, требующие определенной ловкости. Расстегнуть или застегнуть пуговицы, взять или передать игрушку, использовать ложку при еде и т.д.
Оптимальный возраст для начала занятий — восемь месяцев. В этот период ребёнок начинает уже осознанно выполнять некоторые действия, у него формируется начальная координация в движениях (в том числе и пальцев). При более ранних тренировках результаты, как правило, не закрепляются.
Какие занятия доступны родителям
Выбор средств и методик для развития мелкой моторики весьма широк. Они доступны практически всем родителям, поскольку в основном не требуют значительных затрат или специальных знаний. Главное — желание и системность. Нельзя бросать начатое на полпути, потому что взрослым скучно или некогда. Занятия необходимо проводить регулярно с постепенным усложнением заданий.
Например, малышей в возрасте до двух лет достаточно занять сборкой простых цветных пирамидок. А вот 2-3-летним детям это уже будет неинтересно. Им нужны задания посложнее. Чтобы сориентироваться в их многообразии, следует помнить о том, что все упражнения на развитие мелкой моторики принято делить на несколько крупных категорий. Это:
- Так называемые пальчиковые игры.
Сюда относится, например, хорошо всем известная игра-потешка «Ладушки-ладушки». Дети вместе с взрослыми под стишки и присказки учатся хлопать в ладоши, распрямляя пальчики.
В таких играх вообще часто используют различные рифмованные истории, присказки, стишки. Их сюжет инсценируют с использованием пальчиков. Начинать такие занятия можно чуть ли не с рождения и продолжать вплоть до похода в первый класс. Просто желательно усложнять сюжеты историй и придумывать их вместе с детьми. В игре необходимо задействовать все пальцы обеих рук и регулярно менять нагрузку (сжимать, разжимать, напрягать, расслаблять, сгибать, выпрямлять и т.д.).
- Массаж.
Это самые простые и универсальные упражнения, подходящие даже для самого раннего возраста. Достаточно просто гладить и массировать ладошки и пальчики.
- Игры с мелкими предметами.
Здесь все зависит только от фантазии взрослых. Можно использовать все — от крупы и камешков до пуговиц и бусинок. Ребёнок может их перебирать, раскладывать по цвету и размеру, сортировать, перекладывать из емкости в емкость. Такие игры прекрасно тонизируют и развивают тактильные ощущения. Однако обязательным является присмотр со стороны взрослых, чтобы малыш не проглотил что-нибудь.
- Лепка и рисование.
Эти занятия обычно более интересны детям от трех лет. Рисовать можно не только на бумаге, но и на песке. Достаточно насыпать его в плоскую емкость и показать малышу, как пальчиками создавать на нем рисунки. А для лепки используют не только привычный пластилин, но и глину, и тесто.
В любом случае занятия должны проходить в форме игры. Так ребёнок лучше усваивает и запоминает движения. Его легче заинтересовать. Занятия также должны быть систематическими и проходить только под контролем взрослых.