22.10.2018 733

Развитие психологической травмы у ребенка

Основы зрелой личности закладываются в глубоком детстве. Там же находятся и основные причины, препятствующие формированию зрелости. Маленький ребенок всецело находится во власти своих родителей или людей, их заменяющих, поэтому, их влияние на развитие личности малыша неизбежно и очень велико. Психологическая травма может возникнуть как результат неправильного воспитания и отношения взрослых к ребенку, вызывающих невротические проявления. Каков механизм ее развития? Что важно знать родителям о детском развитии, чтобы уберечь детей от травматического опыта?

Психология развития личности ребенка

Психология развития личности ребенка

Американский психоаналитик Карен Хорни говорит о том, что у каждого ребенка есть две базовые потребности, которые должны постоянно удовлетворяться. Без этого он не достигнет зрелости личности. Первая — удовлетворение биологических нужд, вторая — потребность в безопасности.

На первый взгляд, кажется, что дать ребенку безопасность очень просто — нужно только обеспечить его подлинной теплотой и любовью, и этих условий хватит для его благополучного развития. Однако, родители иногда родители не замечают, что ребенок испытывает болезненные чувства, проживает опыт и, часто, оказывается в ситуации невозможности повлиять на свое развитие. Когда он оказывается в подобных ситуациях, переживая недостаток родительского внимания, у него может развиться психологическая травма.

Границы строгости родителей

Карен Хорни называет родителей «могущественными гигантами», которые своим отношением к ребенку могут вызывать его враждебность, а следом внушать чувство вины за ее проявление. В совокупности, эти факторы порождают и подкрепляют у детей устойчивое ощущение потери безопасности, которое приводит к формированию базальной тревоги.

Однако это не говорит о том, что строгое поведение взрослых по отношению к детям недопустимо. Если наказание адекватно проступку, то оно приносит пользу взрослеющему человеку, так как помогает сформировать границы своего «Я» в социуме и способствует осознанию того, что позволительно, а что нет. Ребенок с пониманием отнесется к наказанию, хоть и будет формально протестовать, если ощущает всем своим естеством родительскую любовь, и, если интуитивно чувствует, что сам дал повод для наказания. И наоборот, если наказания служат цели унизить непокорного, то они приносят непоправимый вред личностному развитию.

Все действия и слова родителей, направленные на «ломку» воли ребенка — высмеивание, попытки расстроить его дружбу с «неподходящими» ребятами, игнорирование интересов — они способствуют укреплению базальной тревоги. В ответ на такое отношение родителей у многих детей появляется озлобленность, но далеко не каждый считает, что вправе ее выплеснуть.

Использованные источники