Устная речь для жизни незаменима. С её помощью мы с раннего детства спрашиваем, объясняем, решаем вопросы. Хорошая дикция, культура речи, развитый и обширный словарный запас — неотъемлемые части успеха. Поэтому консультации у логопеда — востребованная услуга, а развитию речи детей уделяется повышенное внимание. Но первые навыки развивают родители. Но всегда ли детям нужен логопед?
Способы развития речевых навыков
Речь малыша не начинается с первых слов. Гуление, агуканье, лепетание и различные звуки в грудном возрасте — это тоже речевые навыки. Ребёнок реагирует на вашу речь, агуканье превращается в лепет, лепет в слоговые слова, а слова в предложения.
Если не разговаривать с малышом с рождения, то ему будет трудно научиться говорить. К 6-7 годам речь ребёнка уже должна обладать логикой и быть связной и развернутой.
Для развития речи нужно постоянно расширять словарный запас ребёнка, учить его отвечать на вопросы не одним словом, а подробно с помощью предложений. Для этого используются проверенные способы:
- Просите описывать малыша увиденное в магазине, на прогулке. Пусть он описывает любимую игрушку, кошку или дерево. Не имеет значения, что будет описываться в разговоре, главное, чтобы он умел выразить мысли с помощью предложений. Чтобы было легче, задавайте наводящие вопросы.
- Обсуждайте увиденное. Когда ребёнку будет легко описать предмет, переходите к описанию действия. Объясняйте, как прыгают воробьи или почему плывёт листочек по ручью. При объяснении старайтесь использовать как много больше различных слов, чтобы словарный запас малыша расширялся. Расширение пассивного словаря ведёт к наработке активного.
- Инсценируйте сказки или стихи. Пускай малыш рассказывает от имени героя, подбирает правильную интонацию. Учить текст необязательно, пусть он будет импровизационный. Такая игра не только улучшить речь, но и разовьёт память с воображением.
- Попросите ребёнка изобразить, как кричат различные птицы. Это способствует правильному произношению звуков.
- Поиграйте в «Угадайку». Вы описываете какой-то предмет или игрушку, а ребёнок отгадывает.
- Развитию речи способствует мелкая моторика и движение. Поэтому лепка, рисование, перекладывание мелких предметов, подвижные игры тоже важны.
- Чтение книг развивает речевые навыки, словарный запас, память и воображение. Читайте разные книги: про природу, приключения, весёлые и грустные. Обсуждайте любимых героев, придумывайте продолжение полюбившихся сюжетов.
- Говорите правильно. Малыш воспринимает ваше произношение, слова и повторяет за вами.
Когда стоит идти к логопеду
Логопед — это специалист, который исправляет дефекты речи. Однако нарушения речи могут быть по различным причинам: от неумения правильно произносить звуки до заболеваний центральной нервной системы.
Поэтому логопеду приходится работать в связке с остальными специалистами, выявлять причины и устранять их. Логопед не только работает над постановкой звуков, но и учит связно рассказывать, выстраивать процесс повествования.
Консультация у логопеда проходит только с согласия родителей. А они иногда и не подозревают о наличии у малыша проблем. Возможно, некоторые звуки кажутся нормальными, но на самом деле отклонения есть. И причины могут быть совсем не безобидными.
Поэтому рекомендуется посещать логопеда даже без видимых отклонений в речи:
- В 1,5 года. В этот период начинает появляться разовая речь.
- В три года. Обычно в этом возрасте дети идут в детский сад и логопед рекомендует образовательную программу.
- В 5 лет. Именно в 5 лет должно сформироваться чистое произношение звуков.
- Перед школой. Логопед определяет готовность к обучению и возможные трудности.
- Во втором классе. Специалист оценивает состояние письменной речи, которая связана с умением правильно различать звуки на слух.
Чем грамотней и развитей будет речь вашего ребёнка, тем легче будет процесс обучения в школе. Разговаривайте с малышом и выслушивайте его с терпением и вниманием в любых обстоятельствах.
Использованы фотоматериалы Unsplash