Бывает так, что ребёнок от природы опережает своих сверстников в развитии — он знает и понимает больше, чем ребята с его двора или группы детского сада, сам, без помощи родителей обучается грамоте, осваивает математические правила, рассуждает как взрослый. В гениальных способностях таких ребят нет никаких сомнений. В школе они учатся на «отлично», наука и грамота затягивает их, и они не теряют к ней интереса.
Часто в телевизионных передачах и интеллектуальных викторинах мы наблюдаем детей, которые знают больше чем взрослые о космосе, законах физики и математики, говорят на иностранных языках, разбираются в сложных схемах и научных теориях. Маленькие гении — так говорят о них взрослые.
Наверное, многие родители мечтают о том, чтобы их дети обладали блестящими умственными способностями. Ради этого они создают условия для их развития заранее: записывают в обучающие кружки, развивают память, речь и внимание специальными игровыми методиками, стараются перед поступлением в первый класс, научить не только читать и писать, но и решать уравнения.
Ребёнок, когда ему интересно учиться, быстро усваивает новый материал. Родители поощряют его, хвалят, подпитывают самооценку словами о том, что он должен быть самым умным, лучшим, первым учеником в классе. Так, ребёнок, сам того не замечая может приобрести «синдром» отличника.
Что отличает таких детей от их сверстников? У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями. Они всегда получают пятерки, если оценка оказывается ниже на балл, могут очень сильно переживать, плакать, не спать ночами, пока не исправят ее. Как живется таким детям и что происходит с их детством, можно узнать, прочитав эту статью.
У детей мало свободного времени
Обычно дети, развитием которых взрослые занимались чуть ли не с пеленок, и которые привыкли быть самыми лучшими — в классе, на школьном мероприятии, в кругу сверстников — быстро привыкают к тому, что учеба становится их главным занятием. Они плохо чувствуют себя, если что-то мешает им вовремя приготовить уроки, испытывают чувство вины, когда по какой-то причине не сделали их вовремя. Целью их жизни с раннего возраста становится успешное обучение.
Поэтому дети с синдромом отличника почти не имеют свободного времени, чтобы посвятить его общению с друзьями, играм, чтению детских книг и другим детским занятиям. Все это они считают пустой тратой времени, для них главнее — быть самыми лучшими и самыми умными.
Ребёнок, если он посвящает все свое время учебе, лишается детства. С ранних лет такие дети напоминают маленьких взрослых. Они не умеют спонтанно радоваться, дурачиться, смеяться просто так, придумывать шалости. Они могут быть лишены той нескончаемой активности, которая присуща детям.
Учиться на «отлично» — это замечательно и возможно, необходимо. Но стоит помнить о том, что естественная детская среда — это не бесконечные уроки и гонки за медалями первенства, а игры, крики, смех, бег, прыжки, лазание по деревьям, исследование укромных уголков двора, мячи, велосипеды, споры с приятелями и настоящая дружба. Позволить детям в детском возрасте быть собой — это одно из самых важных условий, которое могут и должны создать им родители, если хотят, чтобы они были по-настоящему счастливы.
У ребёнка может развиться перфекционизм
Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. Одно из них — развитие перфекционизма. Ребёнок привыкает быть лучшим и первым во всем — на каждом уроке, школьной олимпиаде, городском конкурсе или мероприятии. Учителя таких детей сразу замечают, очень ценят и уважают их. Они дают им главные роли в школьных и районных спектаклях, отличники часто являются гордостью школы.
Однако у таких, казалось бы, положительных последствий, есть оборотная, не очень хорошая сторона — ребёнок, привыкая быть лучшим везде не согласен на меньшее. Поэтому он живет, не прощая себе ошибок, стремится выкладываться на все сто процентов, только, чтобы не провалить экзамен, роль, не подвести учителей. В таком режиме его нервная система очень страдает — он устает, не досыпает, плохо есть, подвергается стрессу, однако не может себе позволить сплоховать, потому что знает, что он обязан быть лучшим.
Перфекционизм — это стремление человека к совершенству во всем. Делая дела, он планирует идеальный результат, что не всегда соответствует действительности. Дети-перфекционисты не прощают себе ошибок, когда совершают их, испытывают сильнейшее чувство вины, на ее фоне у них может развиться депрессия, нарушиться поведение.
Родители должны помнить о том, что ребёнок, даже если он хочет быть лучшим и первым в классе, может позволять себе быть слабым, неумелым, неспособным, потому что, прежде всего он — человек, а потом уже отличный ученик.
Простые задачи детям могут быть не интересны
Еще одна проблема детей с синдромом отличника — они не испытывают интереса к простым задачам. По этим причинам, могут часто отвлекаться на уроках, где наперед знают о том, что расскажет учитель, за что получают запись в дневник. Также они могут испытывать трудности в общении со сверстниками, которые не обладают столь широкими познаниями в грамотности и науке. От этого ребёнок может начать предпочитать людям книги или задачи и остаться в одиночестве.
Ребёнок-отличник больше подвержен стрессу
Эти дети очень сильно переживают неудачи в учебе. То, что испытывают они, когда получают оценку на балл ниже, может сравниться с силой чувств человека, который проиграл дело всей своей жизни. Для них это равносильно краху и провалу, потому что быть не успешным в собственных глазах — это то, с чем они не могут справиться. Кроме того отличники часто берут ответственность за чувства других людей — они боятся подвести родителей, учителей, тренеров, всю школу, поэтому переживают в несколько раз сильней обычного ребёнка, что также тяжело выносить детской психике.
Теряется близость с родителями
Часто взрослые хотят видеть в ребёнке отличника, чтобы гордиться им. Если жизнь детей превращается в сплошную учебу — школьные уроки, центры для одаренных детей, развивающие курсы, дополнительное образование, кружки — то появляется опасность перестать видеть в ребёнке личность. Он не может быть собой, а проявляется только как ученик — самый умный, лучший, первый, талантливый способный. Соответственно, близкие отношения с родителями постепенно уходят.
Достижения в учебе — это очень важно. Но в погоне за «пятерками» и наградами не менее важно не потерять своего ребёнка — веселого, шаловливого, живого, с характером. Родители должны помнить о том, что психическое здоровье ученика и способность радоваться жизни важнее оценок и грамот, которые являются лишь оценкой деятельности, но никак не жизнью человека.