10.08.2017 1258

Когда тревоги и страхи ребенка – повод для беспокойства?

Это совершенно нормально и для детей, и для взрослых — беспокоиться, тревожиться, бояться время от времени. Ребенок может опасаться собак, малыш — плакать при уходе мамы, школьник — испытывать боль в животе перед контрольной. Но некоторые дети беспокоятся намного больше других. Как понять, не переходят ли обычные опасения в разряд эмоциональных расстройств, неконтролируемых страхов, оказывающих значительное влияние на состояние ребенка? Приводим советы специалистов из Института детского интеллекта.

Основной диагностический признак избыточного беспокойства в детском возрасте

Основную разницу между обычным беспокойством и эмоциональным расстройством определяют, как тяжесть состояния. Чувство тревоги, страха, дискомфорта является естественным при стрессовой ситуации или возникновении опасности. Однако если беспокойство по поводу происходящего или возможного события является несоразмерным, продолжительным, мешает нормальной жизни и здоровому развитию — ребенок нуждается в помощи.

Признаки повышенной тревожности у малышей и детей старшего возраста

Признаки повышенной тревожности у малышей и детей старшего возраста

Малыш, склонный к чрезмерной тревоге или страхам, не осознает этого, так же, как и не может осознать, что поводы для беспокойства преувеличены или не соответствуют реальности. Признаки повышенной тревожности в таком случае выражаются в поведении детей. Если ребенок беспокоится, что что-то может случиться с родителями или опасается оставаться без мамы (страх разделения), в семье возникают проблемные ситуации, связанные с «отпусканием» родителя из дома, оставлением малыша в детском саду, школьном классе, а также сложности с отходом ко сну, ведь сон — это тоже маленькая разлука.

Есть маленькие дети, у которых выражен страх болезни или смерти: в таком случае малыш испытывает тревогу при малейших телесных повреждениях, симптомах простуды (у себя или у родителей), требует больше внимания, капризничает «без повода». Возможно также возникновение навязчивых ритуалов (постоянное мытье рук) или избегание малейшей возможности испачкаться.

Дети, испытывающие серьезное беспокойство, стремятся избегать любого повода для его усиления. Если малыш отказывается участвовать в любых детских мероприятиях, у ребенка начинается истерика при походе к педиатру или стоматологу, если ученик заболевает вечером по воскресеньям или проводит много времени в кабинете школьной медсестры, степень беспокойства превосходит норму и требует особого внимания.

Боязнь разлуки с родителями

Если ожидание даже малейшей разлуки с родителями или иными значимыми взрослыми вызывает у ребенка массу негативных эмоций, это может быть признаком тревожного расстройства. В раннем детстве малыш неизбежно проходит стадию разделения с мамой, сопровождающуюся повышенной тревожностью, но расстройство диагностируют тогда, когда страх и беспокойство мешают нормальному поведению, неважно, проявляется ли оно у полуторагодовалого крохи при потере мамы из поля зрения или у первоклассника при начале учебной деятельности.

Дети с данным типом тревожного расстройства испытывают значительные трудности, оставаясь одни дома или в группе сверстников детском учреждении, а также при засыпании: они боятся, что что-то может случиться с родителями за время их отсутствия. Такой ребенок может также избегать посещения дней рождений друзей, поездок к бабушке, походов в гости, а дома становится «хвостиком» одного из родителей. К физическим проявлениям расстройства могут относиться головные боли, спазмы в области живота, головокружения.

Генерализованное тревожное расстройство у детей

Генерализованное тревожное расстройство у детей

Если ребенок, по внешним признакам, слишком переживает об обыденных вещах и ежедневных событиях, это может быть признаком генерализованного тревожного расстройства. Частый фокус беспокойства — учебные достижения. Напишу ли я хорошо контрольную? Смогу ли правильно ответить у доски? Не проиграю ли в футбольном матче и пройду ли аттестацию в 10 класс?

Подобные поводы могут тревожить каждого, вопрос в их количестве и «качестве», способности влиять на ежедневное поведение и физическое самочувствие ребенка. В случае генерализованного тревожного расстройства беспокойство о возможной двойке изматывает ребенка (а он может изматывать родителей или переживать в одиночку), захватывает его мысли и не дает отвлечься на другие дела. Оно также, по выражениям клиницистом, может «стать тираном», заставляющим детей практиковаться или решать примеры вновь и вновь.

Дети с генерализованным тревожным расстройством боятся не оправдать ожидания. Они склонны разрабатывать стратегии, порой неверные, и пытаться успокоить свои страхи («А мы приедем вовремя?», «А если я не смогу заснуть перед контрольной?»). Им также свойственна нервозность и повышенная раздражительность, особенно, если что-то идет вразрез с их планами подготовки. Стресс, в котором они постоянно находятся, может вызывать усталость, боли в животе, головную боль и иные физические проявления.

Особые фобии

Если ребенок в целом не склонен к страхам, но боится определенного предмета или ситуации, это может быть признаком фобии. Чувство страха проявляется не только при непосредственном контакте с источником фобии (собакой, громкими звуками, монстрами, Дедом Морозом, темнотой, водой, насекомыми и т. п.), но и при упоминании о нем в разговоре, песнях или на картинке.

Дети с определенными фобиями предвидят и избегают того, что может вызвать чувство страха. И это способно серьезно ограничивать их активность. Перед возможным контактом они могут начать плакать, устраивать истерику, или испытывать физические симптомы страха: головокружение, повышенное потооделение, ускоренное сердцебиение, дрожь.

Повышенная социальная тревожность

Большинство детей могут периодически стесняться или смущаться, но если ребенок, особенно в подростковом возрасте, слишком беспокоится, как бы не выглядеть негативно в глазах окружающих, не совершить ошибку при других, это — частый признак социальной тревожности. Такой тип страха может провоцировать вынужденное уединение, боязнь публики, а также взрывы ярости и истерики при попытках заставить его «выйти в люди».

У некоторых фокусом страхов является ответ у доски, ситуации, при которых они оказываются в центре внимания взрослых или сверстников. Другие могут боятся общаться с продавцом в магазине. При выраженной тревожности достаточно просто находиться в общественном месте, даже не привлекая внимания, ходить в школу, есть в столовой, посещать общий туалет становится мучением для такого ребенка.

Селективный мутизм

Селективный, или избирательный мутизм, в раннем возрасте проявляется, как упорное смущение разговаривать при других людях. Если ребенок спокойно общается дома, но не может выдавить и звука в общественном месте, это, скорее всего, симптом избирательного мутизма. Хотя некоторые воспитатели и преподаватели воспринимают это, как признак застенчивости или упрямства, такое непреднамеренное молчание — повод для визита к специалисту.

Селективный мутизм может привести к тяжелым последствиям: он мешает участвовать в общих мероприятиях, хорошо учиться, социализироваться, наконец, он не дает возможности даже спросить, можно ли выйти в туалет, или обратиться за помощью, если ребенку больно. Некоторые дети склонны замирать на месте, когда от них требуют что-то сказать. Другие могут использовать мимику и жесты для ответа без вербального общения.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Если ребенок страдает от сильных страхов и чувствует себя вынужденным выполнять повторяющиеся ритуалы, чтобы заставить страхи уйти, у него может быть обсессивно-компульсивное расстройство. Дети с ОКР переполнены нежелательными мыслями и страхами (навязчивыми идеями), которые они обезвреживают или нейтрализуют повторяющимися действиями.

Общие навязчивые идеи — это страх заражения, страх, что ребенок или кто-то из близких пострадает, и боязнь, что ребенок сам сделает что-то ужасное. Дети могут навязчиво мыть руки, запирать и проверять, заперты ли двери, перешагивать абсолютно все трещины на асфальте, считать номера всех машин или касаться частей своего тела в определенной последовательности, чтобы нейтрализовать страх и ощущать себя комфортнее. Дети могут также неоднократно задавать вопросы, связанные с областью их беспокойства, и они могут настаивать на том, чтобы другие участвовали в их ритуалах.

Что делать, если ребенку требуется помощь?

Первым шагом в поиске помощи для ребенка является оценка специалиста. Врач, к которому обращаются родители, должен обладать диагностическими знаниями и уметь объяснить методики, которые планируется использовать. Терапия в таких случаях — семейная, родителям придется следовать определенным правилам, и формат, при котором работа проводится только с ребенком, недопустим.

Кратковременного визита в офис с ребенком недостаточно для постановки диагноза и назначения лечения. Эффективным способом помочь определить возможные триггеры нарастания тревожности является отслеживание ситуаций, в которых ребенок беспокоится больше обычного.

Выбирая профессионала для лечения, лучше всего подбирать его из специалистов, работающих с детьми — сертифицированного врача, подросткового психиатра или лицензированного психолога. Клиницист должен четко объяснить, что такое терапия, что она эффективна, почему он рекомендует ее, и степень его обучения и опыта работы.

В некоторых случаях может потребоваться медикаментозное сопровождение терапии, и от него не стоит отказываться.