10.08.2017 Обновлено: 13.12.2019 2178

Когда тревоги и страхи ребенка – повод для беспокойства?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Это совершенно нормально и для детей, и для взрослых — беспокоиться, тревожиться, бояться время от времени. Ребенок может опасаться собак, малыш — плакать при уходе мамы, школьник — испытывать боль в животе перед контрольной. Но некоторые дети беспокоятся намного больше других. Как понять, не переходят ли обычные опасения в разряд эмоциональных расстройств, неконтролируемых страхов, оказывающих значительное влияние на состояние ребенка? Приводим советы специалистов из Института детского интеллекта.

Основной диагностический признак избыточного беспокойства в детском возрасте

Основную разницу между обычным беспокойством и эмоциональным расстройством определяют, как тяжесть состояния. Чувство тревоги, страха, дискомфорта является естественным при стрессовой ситуации или возникновении опасности. Однако если беспокойство по поводу происходящего или возможного события является несоразмерным, продолжительным, мешает нормальной жизни и здоровому развитию — ребенок нуждается в помощи.

Признаки повышенной тревожности у малышей и детей старшего возраста

Признаки повышенной тревожности у малышей и детей старшего возраста

Малыш, склонный к чрезмерной тревоге или страхам, не осознает этого, так же, как и не может осознать, что поводы для беспокойства преувеличены или не соответствуют реальности. Признаки повышенной тревожности в таком случае выражаются в поведении детей. Если ребенок беспокоится, что что-то может случиться с родителями или опасается оставаться без мамы (страх разделения), в семье возникают проблемные ситуации, связанные с «отпусканием» родителя из дома, оставлением малыша в детском саду, школьном классе, а также сложности с отходом ко сну, ведь сон — это тоже маленькая разлука.

Есть маленькие дети, у которых выражен страх болезни или смерти: в таком случае малыш испытывает тревогу при малейших телесных повреждениях, симптомах простуды (у себя или у родителей), требует больше внимания, капризничает «без повода». Возможно также возникновение навязчивых ритуалов (постоянное мытье рук) или избегание малейшей возможности испачкаться.

Дети, испытывающие серьезное беспокойство, стремятся избегать любого повода для его усиления. Если малыш отказывается участвовать в любых детских мероприятиях, у ребенка начинается истерика при походе к педиатру или стоматологу, если ученик заболевает вечером по воскресеньям или проводит много времени в кабинете школьной медсестры, степень беспокойства превосходит норму и требует особого внимания.

Боязнь разлуки с родителями

Если ожидание даже малейшей разлуки с родителями или иными значимыми взрослыми вызывает у ребенка массу негативных эмоций, это может быть признаком тревожного расстройства. В раннем детстве малыш неизбежно проходит стадию разделения с мамой, сопровождающуюся повышенной тревожностью, но расстройство диагностируют тогда, когда страх и беспокойство мешают нормальному поведению, неважно, проявляется ли оно у полуторагодовалого крохи при потере мамы из поля зрения или у первоклассника при начале учебной деятельности.

Дети с данным типом тревожного расстройства испытывают значительные трудности, оставаясь одни дома или в группе сверстников детском учреждении, а также при засыпании: они боятся, что что-то может случиться с родителями за время их отсутствия. Такой ребенок может также избегать посещения дней рождений друзей, поездок к бабушке, походов в гости, а дома становится «хвостиком» одного из родителей. К физическим проявлениям расстройства могут относиться головные боли, спазмы в области живота, головокружения.

Генерализованное тревожное расстройство у детей

Генерализованное тревожное расстройство у детей

Если ребенок, по внешним признакам, слишком переживает об обыденных вещах и ежедневных событиях, это может быть признаком генерализованного тревожного расстройства. Частый фокус беспокойства — учебные достижения. Напишу ли я хорошо контрольную? Смогу ли правильно ответить у доски? Не проиграю ли в футбольном матче и пройду ли аттестацию в 10 класс?

Подобные поводы могут тревожить каждого, вопрос в их количестве и «качестве», способности влиять на ежедневное поведение и физическое самочувствие ребенка. В случае генерализованного тревожного расстройства беспокойство о возможной двойке изматывает ребенка (а он может изматывать родителей или переживать в одиночку), захватывает его мысли и не дает отвлечься на другие дела. Оно также, по выражениям клиницистом, м