Вот и наступил новый учебный год. Для кого-то он самый первый, дети и родители вместе адаптируются к новым условиям жизни, знакомятся с учителем, изучают учебники. Первоклашки еще полны задора и энтузиазма — им приятно ощущать себя взрослыми и серьезными, они с гордостью рассказывают о первых занятиях. А ученики постарше обычно радуются встрече с друзьями после долгих летних каникул, но в душе уже тоскуют в предчувствии близящегося возвращения в их жизнь ежедневной домашней работы. Родители, казалось бы, давно оставившие за плечами годы школьного обучения, тоже зачастую воспринимают учебу детей как испытание себя на прочность. Причина все та же — домашняя работа. Так как же относиться к ней правильно?
Самое первое задание учителя
Официально согласно СанПину задавать обязательное домашнее задание в первом классе общеобразовательной школы запрещено. Ребёнок, еще совсем недавно не знавший вообще никаких заданий сложнее лепки или рисования, и так испытывает в первые месяцы сильнейшую нагрузку в школе. Ему предстоит привыкнуть к новому ритму жизни, научиться работать по совсем другим правилам. От вчерашнего малыша потребуется существенно большая концентрация внимание, чем это было раньше. Это тяжело даже для физического состояния ребёнка.
Однако каждый учитель подтвердит, что тридцати минут, отведенных для первых уроков в школе, недостаточно для успешного вхождения в учебный ритм. Возможно, ребёнку и в самом деле будет легче сейчас без домашних заданий, но тогда второй класс рискует обернуться и вовсе непосильной ношей. Ведь кроме домашней работы там появится еще и намного более сложные классные задания. Потому педагоги все же рекомендуют выполнять домашнюю работу уже с первых учебных дней, пусть совсем небольшую, но обязательную. Это помогает школьнику привыкнуть к самому факту: учеба не заканчивается в школе, дома нужно будет закрепить усвоенное самостоятельно.
Особое время в распорядке дня ребёнка
Итак, начались первые задания на дом от учителя, а энтузиазм ученика уже угас после первых нескольких дней проведенных дома над прописями. Нет, ребёнок не разлюбил школу, он по-прежнему радостно бежит туда с утра, а после занятий восторженно делится с родителями впечатлениями от очередного учебного дня. Но мысли о необходимости выполнять домашнюю работу все чаще навевают на школьника тоску. Как лучше поступить в этом случае? Продлить беззаботные дни детства и позволить не выполнять скучную домашнюю работу? Переложить ответственность за выполнение домашнего задания на учителя группы продленного дня?
Если первоклассник уходит после уроков домой, то будет лучше, если родители постараются структурировать распорядок его дня уже с первых учебных дней, и выполнению домашнего задания в этом распорядке должно уделяться совершенно определенное время. После окончания уроков в школе ребёнок должен как следует отдохнуть и подкрепить свои силы — то есть, погулять и пообедать. Можно даже дать ему поспать — очень многие дети, которые давно уже не спят в детском саду, тем не менее с удовольствием укладывается в кровать после школьных уроков. На этапе привыкания к школьной жизни качественное восстановление сил очень важно.
Дети садятся за уроки
Когда ребёнок отдохнул, самое время заняться домашним заданием. Возможно, поначалу родительская настойчивость в этом вопросе не будет вызывать особенного энтузиазма у школьника. Но именно регулярность позволит в будущем упростить жизнь всем: и ученику, и учителю, и маме с папой. Если ученик привыкнет к тому факту, что уроки будут присутствовать в его расписании каждый день в строго отведенное время, он скоро станет относиться к выполнению задания как естественной части жизни, и не будет испытывать негатива по этому поводу.
Первая домашняя работа должна быть совсем простой — написать две строчки букв или цифр, обвести узор. На ее выполнение не надо тратить больше 20 минут. Ребёнок доложен повторить пройденный в классе материал, а не замучиться дома. Чтобы вызвать ассоциацию с чем-то приятным, родители могут завершать выполнение домашней работы чтением. Если первоклассник пока не умеет читать сам, пусть ему почитают любимую книжку мама с папой. Это будет не только приятным подарком для ребёнка, но и привьет ощущение позитива к чтению, а также к выполнению домашнего задания в целом.
Родители, не увлекайтесь!
Как ни странно, самым горячим поборником выполнения домашнего задания с первых дней учебы оказывается даже не учитель, а родители первоклассников. Современные мамы и папы уже на собственном опыте успели оценить важность хорошего образования в актуальной действительности, и желают, чтобы их ребёнок использовал все имеющиеся у него возможности, не упуская даже мелочей. Такие родители уже с первых занятий по подготовке к школе требуют увеличенной нагрузки для своего ребёнка, и если учитель не задает домашние упражнения, то мама с папой придумают их сами: прочитать, написать, отработать, сделать параллельный вариант, повторить еще раз.
Тщательность и аккуратность — это очень хорошие качества для учебного процесса. Однако перегибать палку все же не стоит. Нагрузка, к которой ребёнок еще не готов, не стимулирует его для более интенсивного обучения, а только уничтожит мотивацию. Без правильного понимания самого смысла учебы ученик не будет успешен, и если для родителей так важна эта составляющая жизни их отпрыска, то подобная ситуация чревата серьезным конфликтом и психологическими травмами.
Не стоит вспоминать о собственном детстве — как легко было научиться читать и писать уже в пять лет. Память иногда подводит нас, выдавая желаемое за действительное. Не стоит апеллировать к примеру соседского мальчика Пети, который сам легко освоил устный счет до ста уже в четыре года. Каждый ребёнок индивидуален. Он не обязан быть похожим в точности на маму с папой, и уж тем более на соседского Петю. Если ему нужно больше времени на адаптацию к учебе — пусть он его получит. Лучше выполнить два примера правильно, чем устать после десяти и вообще перестать соображать, зачем же нужно складывать эти цифры, какую пользу в жизни это принесет. Времени для великих свершений впереди еще достаточно.