Целью развивающих игр является непосредственное развитие ребёнка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни малышей. Доказано, что усвоение новых знаний, а также адаптация детей в окружающем мире происходят намного успешнее в процессе игры, нежели на обычных занятиях. Поэтому неслучайно педагоги используют игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Такие развлечения могут иметь разное содержание и характер, однако все они направлены, прежде всего, на развитие интеллекта ребёнка.
Польза развивающих игр состоит в том, что они являются активной, осмысленной и добровольной деятельностью детей. Развлекаясь, ребёнок, сам того не осознавая, получает новые знания и определенные навыки, которые легко может применить в других ситуациях, следовательно, и необходимость их назидательного закрепления отпадает.
Задачи развивающих игр:
- установление взаимоотношений детей с родителями и друг с другом;
- формирование нравственно-волевых качеств, таких как самообладание, способность преодолевать стеснительность, страхи;
- развитие у детей слухового восприятия, внимания, а также восприятия цветов, форм, свойств предметов;
- развитие речи и логического мышления;
- развитие памяти.
Подбор соответствующих возрасту упражнений
Развивающие игры следует подбирать, учитывая возраст ребёнка, его интересы и пристрастия. Первыми такими забавами являются различные погремушки. Именно они учат малышей держать предметы, ставить их один на другой, различать звуки. Для детей младшего дошкольного возраста, которые еще не способны длительное время усидеть на месте, предпочтение следует отдать подвижным спортивным играм, пальчиковым и дидактическим. Важной целью развивающих игр в этом возрасте является развитие коммуникабельности.
Для ребят старшего дошкольного возраста огромное значение имеют ролевые и сюжетные игры. В эти годы дети проявляют интерес и к различным настольным, творческим и компьютерным играм. Кстати, многие родители необоснованно сомневаются в пользе последних. Конечно, сидение за компьютером несколько часов только негативно скажется на самочувствии малыша и его зрении. Но если уделять этому занятию по 15-20 минут в день, то польза будет очевидна. Тем более что сегодня существует огромное количество обучающих игр, предназначенных для скачивания, где родители могут сами указать на те задания, которые программа должна предложить ребёнку, и выставить время на их решение.
Всестороннее развитие детей и подготовка их к школе немыслимы без развивающих игр. Главное — соблюдать принцип «от простого к сложному» и в каждой последующей тренировке для ума опираться на то, что уже известно и любимо ребёнку.