Когда ребёнок испытывает сложности во время выполнения домашнего задания, страдать и переживать неприятные эмоции может вся семья. Иногда дети — вне зависимости от того, какого они возраста — могут не хотеть делать уроки, не понимают учебный материал, отказываются ходить в школу, имеют низкую мотивацию к обучению или конфликты с педагогами и сверстниками. Такое многообразие школьных будней негативно отражается на всех членах семьи и заставляет старших рано или поздно задумываться над тем, как помочь ребёнку решить школьные проблемы.
Выполнение уроков — является одной из таких проблем. Часто родители, сталкиваясь с ней, испытывают раздражение, или даже гнев, когда ежедневное выполнение домашнего задания превращается в мучения и конфликты. Самые популярные способы «помощи» ребёнку в арсенале родителей это — манипуляции, уговоры, запугивания, эмоциональное давление и даже физическое наказание. Как правило, эти методы не являются эффективными и приводят не к увеличению интереса у детей к урокам, а напротив — могут спровоцировать негативное отношение к учебному процессу в целом, отбить всякое желание учиться.
Как решить проблему невыполненных уроков и детского нежелания делать их, можно узнать, если прочитать эту статью. Опишем подробно, как общаться с детьми, учитывая особенности их нервной системы и темперамента.
Что нужно знать родителям о темпераменте?
Каждый ребёнок рождается особенным, и когда взрослые не принимают эти особенности, то в скором времени они могут повстречаться с проблемами, такими, как детское сопротивление родительским просьбам, непослушание, нежелательное поведение. Родители в таких случаях желают заставить ребёнка вести себя хорошо и правильно, учиться на «отлично», не нарушать установленные в семье правила.
Как показывает практика, привычные «методы» воспитания — манипуляции, крики, давление — часто оказываются неэффективными. Родителям полезно знать, каким темпераментом обладает ребёнок — эти знания помогут найти подход к природным особенностям и общаться с ним в соответствии с их активными и «живыми» системами психики.
Характер ребёнка нужно пытаться не «ломать», а принимать и направлять его лучшие качества в то русло, которое поможет активному ребёнку управлять своим поведением, медлительному — извлекать пользу из вдумчивости и неторопливости и так далее.
Ребёнок обладает тем темпераментом, которым наградила его природа с рождения — это первое и важное правило, которое нужно помнить родителям, не только во время приготовления уроков, но при общении с детьми в семье.
Ребёнок-холерик
Это активные дети с ярко выраженными эмоциональными проявлениями. Они могут отвлекаться, кричать и плакать, когда не желают выполнять уроки и подчиняться инструкциям взрослых. «Сломать» такого ребёнка и заставить его делать что-либо против воли довольно сложно — он будет всячески пытаться настоять на своем, прибегая, если нужно к хитростям или обману. Поэтому взрослым, «воюя» с маленьким негативистом, следует отказаться от методов принуждения или борьбы с ним ради сохранения эмоциональной стабильности всей семьи и хороших отношений в ней.
Дети с холерическим темпераментом будут выполнять уроки с желанием и удовольствием в случае наличия повышенного интереса к предмету и изучаемой информации. Для этого родители могут создать дома такие условия, в которых ребёнок бы ощущал искренний интерес заданию, которое нужно выполнить. Будьте эмоциональны, подкрепляйте учебный процесс увлекательными рассказами о своем детстве и способах познания мира, показывайте дополнительный материал — картинки, видео, обучающие фильмы. Превращать каждое домашнее задание в увлекательное путешествие, способное вызвать у ребёнка удивление, желание раскрыть секрет, разгадать загадку и докопаться до истины — ключ к успешному выполнению уроков дома с ребёнком-холериком.
Ребёнок-меланхолик
Застенчивые, малоподвижные, неуверенные и стеснительные дети обладают меланхолическим типом темперамента. Учить уроки с ними следует в обстановке, которая должна соответствовать особенностям характера — родители должны быть эмоционально спокойны, настроены на обучающий процесс, доброжелательны или неторопливы. Громкие крики, яркие эмоции и посторонний шум непозволительны для таких детей — учебный процесс не принесет должного эффекта, ребёнок не запомнит и не усвоит знания. Заниматься с ним следует не спеша, не подгоняя его, присоединяясь к рабочему темпу, который удобен для ребёнка — пусть он будет не быстрым, зато качественным. Лучше готовить уроки в игровой форме — чем младше ученик, тем больше пользы принесет такая форма домашней работы. Расстроить ребёнка-меланхолика очень легко, поэтому следует избегать любой формы общения, которая может привести к эмоциональным переживаниям.
Дети-сангвиники
Сангвиники — жизнерадостные ребята, обладающие умеренной степенью подвижности. Пожалуй, этот тип темперамента является одним из самых предпочтительных среди школьных педагогов. Родители и учителя почти не знают проблем, взаимодействуя с такими детьми. Однако и у них, как показывает практика, могут возникнуть проблемы в обучении или во время выполнения уроков дома.
Всем детям приятно, когда их хвалят за достижения и успехи, сангвиникам — особенно. Это следует учитывать во время взаимодействия с ними. Чаще отмечайте успехи ребёнка во время занятий, эмоционально отзывайтесь о том, как они талантливы и как отлично справились с работой — это станет дополнительным стимулом к тому, чтобы хорошо выполнять домашнее задание.
Если ребёнок-сангвиник слишком долго делает какое-то задание, то вскоре он может легко потерять интерес к нему, что приведет к снижению концентрации внимания и частым отвлечениям. Если родители замечают это, то им стоит научиться «разбавлять» учебный процесс дома — новой загадкой, интересным вопросом, другой деятельностью — это поможет ребёнку «переключиться», справиться с усталостью и позже продолжить задание, которое необходимо довести до конца.
Дети-флегматики
Часто родители, выполняя уроки с ребёнком-флегматиком, теряют терпение. Причиной этому становится медлительность детей и частое отсутствие эмоций на их лицах, из-за чего бывает сложно понять, что они чувствуют, что хотят или о чем переживают. Взрослым не стоит беспокоиться по этому поводу, потому что быть малообщительными и уравновешенными это природа детей-флегматиков.
Проблемы в обучении у них возникают не часто, в большинстве случаев флегматики являются настойчивыми и прилежным, почти все свои дела доводят до конца. Однако часто иногда настойчивость может иметь форму упрямства или нежелания идти на компромисс, подстраиваться под обстоятельства.
Бороться с ними почти бесполезно, легче принять природные особенности и дать ребёнку возможность учиться и готовить уроки в таком режиме и ритме, который для него является удобным.