Социальное развитие ребёнка включает в себе понимание норм, которые приняты в обществе, и умение им следовать. Развиваясь, ребёнок учится правильно вести себя в обществе, адаптируется к социуму. Выделяют разные уровни социального развития ребёнка. И задача родителей и родных, педагогов, воспитателей — повышать этот уровень.
Навыки самообслуживания
Ребёнок должен с раннего детства постепенно учиться обслуживать себя самостоятельно. Он должен уметь есть, умываться, одеваться, пользоваться туалетом, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно складывать и вешать одежду, убирать игрушки на место. Чем старше становится ребёнок, тем больше требований к нему предъявляется.
- Если уровень низкий, то знания элементарны, зачастую не соответствуют возрасту. Взрослые часто помогают ребёнку.
- Если уровень средний, то навыки и знания частично освоены и систематизированы в соответствии с возрастом. Ребёнок большей частью самостоятелен, но иногда требуется помощь взрослых.
- Высокий уровень — ребёнок всё делает и умеет соответственно возрасту. Помощь родителей или педагогов не требуется.
Надо иметь в виду, что разным детям требуется разное количество времени на освоение этих навыков. Поэтому надо быть терпеливым.
Социальная адаптация
Адаптация — это вхождение ребёнка в коллектив его сверстников, принятие норм поведения, которые существуют в обществе. Тут многое зависит от родителей и педагогов. Необходимо научить ребёнка взаимодействовать с детьми и взрослыми, самостоятельно решать конфликтные ситуации, правильно вести диалог. Однако не стоит забывать об особенностях эмоциональной сферы. Если у ребёнка повышенный уровень тревожности, присутствует застенчивость, агрессия, адаптация будет проходить дольше и сложнее.
- Низкий уровень — ребёнок не проявляет инициативу, общение проходит только на основе деловой заинтересованности. Может быть низкая самооценка, высокий уровень эмоциональной тревожности.
- Средний уровень — ребёнок не проявляет инициативу, но принимает позицию партнёра. Самооценка адекватная, общение осуществляется на основе познавательной и личной заинтересованности.
- Если уровень высокий, ребёнок проявляет инициативу, легко общается с другими людьми, уровень тревожности низкий.
Если уровень адаптации низкий, важно действовать совместно родителям и педагогам. Тогда можно будет повысить уровень.
Социальная компетентность
Социальная компетентность — качество личности, позволяющее ребёнку осознавать свою уникальность и быть способным к самоизменению, при этом ощущать себя частью коллектива и уметь выстраивать взаимоотношения.
- При низком уровне ребёнок требует поддержки своей инициативы в играх, привлекает к себе внимание, нуждается в оценке взрослыми, не хочет проявлять заботу о других. Часто любит играть в одиночестве.
- Если уровень средний, то ребёнок предпочитает сверстников взрослым, больше любит коллективные игры, нуждается во внимании детей, проявляет заботу о близких.
- Высокий уровень — ребёнок испытывает потребность в сотрудничестве, любит совместные игры, удерживает принятую на себя роль до конца игры, любознателен, инициативен, заботлив.
Для повышения социального уровня в разных сферах требуется регулярная работа взрослых.