12.12.2016 2019

Должен ли малыш делиться?

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

С проблемой детской жадности сталкиваются почти все родители. Малыш успешно освоился на детской площадке, запомнил основные правила поведения, у него даже с кем-то из других детей завязались первые дружеские отношения. И вдруг со стороны песочницы слышится плач — у кого-то отобрали игрушку, кто-то игрушку не дал. Что делать маме с папой в такой ситуации?

Серьезные отношения в песочнице

Серьезные отношения в песочнице

Традиционно считается, что здоровые отношения в обществе строятся на сотрудничестве и взаимопонимании: «Если тебе нужно, я тебе помогу, а ты потом поможешь мне, каждый получит то, что ему надо, но никто не имеет права причинять другому вред». Социальное развитие ребенка начинается с того, что родители постепенно начинают обучать его этим нехитрым премудростям во время первых визитов на детскую площадку. Малыш видит других детей и постепенно начинает с ними взаимодействовать.

С правилами безопасности обычно все просто — мало какие дети изначально настроены на проявление агрессии. Родители должны только научить их лучше контролировать свое поведение — зачастую малыш просто не понимает или не замечает, что какие-то его действия причиняют другому дискомфорт. Он не хотел толкнуть девочку, он просто шел к качелям, а она попалась на пути. Он не хотел сломать чужой куличик, просто не отличил его от своего. Научить ребенка замечать такие моменты и принимать верное решение несложно, если основывать объяснения на принципе эмпатии: «Ты хотел бы, чтобы с тобой поступили точно так же? Нет? Значит, не поступай так с другими».

Сложнее бывает научить детей распоряжаться своей собственностью. Каждый малыш приходит на площадку со своими игрушками. Даже если круг его интересов пока ограничивается одной песочницей, наверняка ему понадобятся формочки и совок для игр. И именно вокруг этих сокровищ песочницы обычно и разгораются нешуточные страсти, именно из-за них возникают первые серьезные ссоры и конфликты. Свои игрушки самые лучшие и любимые, малыш сам выбирал их перед входом на улицу. Но формочки, куклы, машинки, которые принесли с собой другие дети, всегда оказываются неизменно более привлекательными. Родители, как всегда, учат ребенка самому лучшему. «Тебе хочется вон ту игрушку? Пойдем спросим у ее хозяина, можно ли взять ее поиграть, а ему предложим на обмен свою». Если малыш оказался в роли противоположной стороны, мама объяснит ему: «Мальчик хочет взять поиграть твою машинку, давай отдадим ему ее, а сами поиграем его трактором, потом все вернем». Казалось бы, все логично — каждый получает то, что ему было нужно. Но почему-то довольно часто эта стратегия не срабатывает, малыш говорит: «Нет, не хочу делиться, не дам свои игрушки!» Неужели в семье растет маленький жадина?

Почему малыш не хочет делиться

Почему малыш не хочет делиться

Не стоит приписывать ребенку ярлык с самого раннего возраста, лучше разобраться, почему он так себя ведет. Эмоционально-волевое развитие ребенка происходит не сразу, оно осуществляется в несколько этапов. Маленький ребенок в возрасте до года вообще еще не понимает, что в мире могут существовать какие-то желания и потребности, кроме его собственных. Так работает инстинкт самосохранения: младенец — существо очень незащищенное, потому он должен получать все ресурсы, какие только можно, чтобы выжить. Изначально это касалось тепла и еды, а в современном обществе в этот процесс включаются и все окружающие нас вещи. Именно потому бесполезно объяснять полугодовалому крохе, что нельзя тащить со стола эти булочки, это полотенце, эту книжку — он упорно будет добиваться всего, что привлекло его внимание. Подсознание диктует: «А вдруг это та самая вещь, которая поможет мне выжить?» Разумный вариант тут только один — убрать предмет из зоны видимости.

Социальная жизнь на детской площадке обычно начинается, когда развитие ребенка достигло следующего этапа — малыш обнаружил, что не все в мире ему доступно, а также что другие люди с их потребностями тоже существуют вокруг него. На самом деле это очень серьезное потрясение для детской психики, потому смириться с ним крохе непросто. Он только начинает долгий путь в страну социальных отношений, ему предстоит сделать еще множество открытий и усвоить ряд правил. А пока смириться с действительностью не так просто. В частности, свои игрушки, свою коляску, свой велосипед малыш воспринимает как неотъемлемую часть себя. Это то, что он принес из дома, что всегда было рядом, было доступно по первому требованию. И вот теперь просто взять и отдать это какому-то другому мальчику? Почему я должен делать это? Родители также не должны забывать, что чем младше ребенок, тем сложнее ему понять, что значит «он потом вернет» — расставаясь с игрушкой, малыш прощается с ней навсегда. На такой шаг решиться непросто.

Родители не должны принуждать

Родители не должны принуждать

Хорошо, ребенок не хочет отдавать свою игрушку. Но почему он не перестает при этом требовать чужую? Ведь тому другому ребенку точно так же дороги его формочки и машинки, почему кроха упорно не хочет этого понимать? Чтобы ускорить процесс, на практике показать, как это делается, родители могут форсировать развитие событий. «Смотри, этот мальчик хочет поиграть с твоей машинкой, он готов поменять ее на свою. Давай дадим ему нашу машинку. Мальчик, возьми, а мы берем твою». Казалось бы, малыш должен быть рад, ведь он получил интересный результат — новую машинку, которой у него раньше не было, на которую он и вправду раньше посматривал. Почему же он не только не рад, но рыдает горючими слезами, и даже не интересуется новой машинкой, а всеми силами рвется вернуть свою обратно?

Любое насильственно действие вызывает автоматическое отторжение. Развитие ребенка младшего возраста просто не позволяет ему запустить анализ ситуации, когда его захлестывает волна протеста. Он не воспринимает ценности новой игрушки, не замечает и не хочет ее, все его внимание сосредоточено на том, что он не хотел расставаться с машинкой, а у него ее отняли сил