Средний школьный возраст детей

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Младшие школьные годы остались позади, и вот уже не за горами тот день, когда дети пойдут в среднюю школу. А это значит, что у ребёнка и его родителей начнется совсем другая жизнь. В средней школе меняется буквально все — приоритеты, мотивация, отношения с одноклассниками и преподавателями, реакция на оценки. В это время очень важно понять поведение школьника и правильно на него реагировать. Как помочь детям адаптироваться в новой школе и сделать их жизнь и жизнь родителей спокойной и позитивной, расскажет MedAboutMe.

Занятия для детей в средней школе

Занятия для детей в средней школе

Каждый год развития ребёнка имеет большое значение для его физического и психологического здоровья. Бывший малыш идет в среднюю школу. Казалось бы, волноваться не о чем, ведь ребёнок просто поднялся еще на одну ступеньку. Тем не менее между «младшими» и «средними» существует огромная пропасть, хоть на первый взгляд ее и не видно.

Первая проблема — снижение успеваемости. Бывают случаи, когда после перехода в среднюю школу серьезно «съезжают» по всем предметам даже отличники. Прежде всего это происходит из-за снижения контроля. Педагог начальных классов — это почти вторая мама. Он ведет практически все уроки. Кроме того, первый учитель общается с детьми в неформальной обстановке — на переменах, праздниках и школьных экскурсиях. И, конечно же, от его взгляда не укроется то, что аккуратная Маша развела грязь в тетради, а у молчаливого Игорька рот не закрывается даже на уроках. И он поставит в известность родителей.

Дети и сами прекрасно понимают, что Мария Антоновна видит и знает если не все, то почти все. Они постоянно ощущают контроль и поэтому стараются не расслабляться.

В средней школе занятия для детей ведут учителя-предметники: один — литературу, второй — математику, третий — историю. А на перемене школьники предоставлены самим себе, ну разве что дежурный сделает замечание или проходящий мимо завуч. Конечно, есть классный руководитель, но у него тоже «забот полон рот». Вот и получается, что вне класса дети остаются почти без присмотра. Подойти к учителю на перемене, если что-то не понял на уроке, решается не каждый: в кабинете у предметника уже другой класс, а этому школьнику еще и на другой этаж бежать приходится. Вот и снижение успеваемости.

Социальное развитие ребёнка: общение с одноклассниками

У психологов есть такое понятие — ведущая деятельность. То есть та, в результате которой происходит наиболее активное формирование личности и психическое развитие ребёнка. У дошкольников такой деятельностью является игра. Именно по этой причине в детском саду занятия для детей с цифрами и буквами проводятся в игровой форме с участием каких-нибудь персонажей сказок или мультфильмов.

В начальной школе ведущей деятельностью становится учебный процесс, то есть с понедельника по пятницу дети «грызут гранит науки».

А вот в средних классах на первый план выходит социальное развитие ребёнка, и в большей степени — общение с ровесниками. Примечательно то, что в этом возрасте происходит смещение акцентов, то есть если раньше в приоритете была хорошая успеваемость, то сейчас дети больше ценят в друзьях совместные интересы, надежность и яркость. Дневник больше не является лицом ученика, то есть, чтобы завоевать авторитет среди одноклассников, одних пятерок не хватит.

Проблемы с мотивацией

В младшем школьном возрасте с мотивацией нет никаких сложностей — главное, чтобы мама радовалась, а учительница хвалила. Мотивацию ученика младших классов можно сформулировать, как: «хочу быть хорошим». А это значит, что нужно хорошо учиться.

Мотивация к учебе учеников выпускных классов тоже понятна — нужно хорошо учиться, чтобы поступить в престижный ВУЗ.

А вот в средней школе нет ни того, ни другого. Дело в том, что похвала учителей и родителей уже не так привлекает, а экзамены в ВУЗ сдавать еще очень нескоро. Поэтому беспокоиться об этом еще точно не нужно. В этом возрасте одна неделя для ребёнка — это целая жизнь, а четыре года — вообще заоблачная цифра: «Да у меня куча времени, еще успею все выучить, исправить и догнать». В общем, мотивация к учебе сомнительна. Именно поэтому некоторые предметники не любят брать классное руководство в средних классах, а предпочитают бросаться на амбразуру предстоящих экзаменов.

Чего хотят дети в среднем школьном возрасте?

Чего хотят дети в среднем школьном возрасте?

В этом возрасте для еще не взрослых, но уже не маленьких детей особенно важным становятся:

  • близкие отношения со взрослыми.

Не контроль за выполнением домашнего задания, а именно внимание родителей. В это время у мамы с папой появляется хорошая возможность выстроить доверительные отношения с ребёнком и создать «подушку безопасности» для предстоящего переходного периода. Нужно сделать так, чтобы сын или дочь не боялись рассказывать о своих проблемах и были уверены в поддержке близких людей. Чтобы они знали, что родители любят их просто так, а не за какие-то особые достоинства.

  • интересная среда.

Именно интересные занятия для детей, а не уговоры и запугивания могут стать хорошей мотивацией для учебы. В этом возрасте для многих детей не так интересен сам предмет, как личность педагога. Если учитель яркий и харизматичный, то и предмет его может стать любимым для всего класса.

Любовь к литературе, например, можно привить, читая вслух интересные книги. А к географии и истории — путешествуя всей семьей или смотря интересные фильмы. Ну кто бы что-то знал об Анне Австрийской или кардинале Ришелье без знаменитых «Трех мушкетеров»?

Такой же эффект могут обеспечить секции и кружки. Художественная студия, археологический лагерь или историческая реконструкция способны разбудить интерес, например, к истории средних веков или современной живописи.

  • всестороннее развитие.

В некоторых школах уже с пятого класса начинается разделение детей по профилям. Родители в свою очередь тоже спешат причислить своего ребёнка к технарям, гуманитариям или любителям естественных наук. В большинстве случаев это не идет им на пользу. В среднем школьном возрасте упор следует делать на всестороннее развитие ребёнка и тематическое разнообразие. Именно это поможет ему в дальнейшем выбрать правильную профессию и поступить в нужный ВУЗ.

Кроме того, иногда любовь к тому или иному предмету объясняется хорошим отношением к преподавателю или просто непониманием другого предмета. Привязывание ребёнка к чему-то одному только ограничивает его, внушая мысль, что знания из других областей ему просто не понадобятся. А ведь говорить о будущей профессии имеет смысл не раньше восьмого класса.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 06.08.2018 12:32, обновлено 17.04.2020 18:28
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Обеспеченность витаминами детей среднего школьного возраста, занимающихся плаванием, и ее коррекция / Спиричев В.Б., Вржесинская О.А., Коденцова В.М., Бекетова Н.А., Переверзева О.Г., Кошелева О.В., Михеева Г.А., Шатнюк Л.Н., Боровик Т.Э., Поляков С.Д., Корнеева И.Т., Макарова С.Г., Чумбадзе Т.Р. // Вопросы детской диетологии 2011 Т. 9 №4
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Тайланд: школьное образование в традициях королевства
Школьное образование в Таиланде: с чего начинается уважение к старшим, традиции в яслях, садах и школах.
Швейцарские часы, банки и школы как гарантия высшего качества
Система среднего образования Швейцарии: в каждом регионе – свой язык и своя школьная программа. Какие школы заканчивают лауреаты премии Нобеля?
Школы Австралии: чему и как учат за рубежом?
Школьного образование в Австралии: чему, кого и как учат на далеком континенте?
Школьники Италии: 110 баллов из 100 и никакой литературы
Система школьного образования в Италии: как и чему учат маленьких итальянцев? Государственные и частные школы, особенности программ и экзаменов.
Чем занять ребенка в свободное от школы время
Как нужно отдыхать ребенку? Сколько времени? Когда лучше всего делать уроки и обязанности по дому?
Школы в США: демократия с 12 лет, развлечения — постоянно
Обучение через развлечение, сочетание диктатуры и демократии и как корзина для бумаг помогает учить французский: система школьного образования США.