Мир малышей начинается с познания. С самого рождения ребёнок начинает видеть, слышать и воспринимать окружающую действительность. Познавательное развитие детей раннего возраста имеет большое значение для дальнейшей жизни, потому что именно в детстве мозг наиболее быстро развивается.
Составляющие познавательного процесса
Под познавательным процессом понимают знакомство с окружающей действительностью. Эта сфера включает в себя:
- Ощущения.
С ними ребёнок знакомится ещё до рождения. Различают пять видов восприятия в ощущениях: зрение, вкус, обоняние, слух и тактильность.
Все они развиваются непроизвольно. Ребёнок сам начинает различать звуки, узнавать лица родителей, трогать игрушки.
- Восприятие.
В раннем возрасте это знакомство со цветом, объёмом, формой и величиной предмета. Также подключается эмоциональное восприятие действительности. Что-то заставляет малыша радоваться, а что-то вызывает слёзы. В младенческом возрасте ребёнок воспринимает только яркие цвета и большие объёмы. Но позднее восприятие становится более детальным.
- Внимание.
Этот этап познания происходит постепенно. Сначала ребёнок учится концентрироваться. Что-то привлекает его и он начинает разглядывать заинтересовавший объект. Но только рядом появляется более интересный предмет, он тут же переключается.
Постепенно устойчивость внимания увеличивается и характеризуется временем концентрации. Скорость переключения на другой объект во многом зависит от темперамента. Флегматики и меланхолики отличаются медленным переключением, а сангвиники и холерики делают это быстрее.
Уже на более поздних этапах развития ребёнок учится распределять внимание на несколько предметов сразу.
- Память.
С помощью памяти ребёнок учится сохранять информацию. В раннем возрасте малыш не старается что-то запомнить специально, но ярко-красочные события остаются в его памяти непроизвольно. В детстве дети наиболее быстро способны запоминать и отсортировывать увиденное и услышанное. Поэтому развитие памяти наиболее эффективно в дошкольном возрасте.
- Воображение.
Фантазии возможны только на основе уже имеющихся знаний. Поэтому ребёнок сначала лишён воображения, но по мере знакомства с окружающим миром, он начинает фантазировать.
- Мышление.
Мыслить малыш учится постепенно. Сначала он познаёт мир с помощью игрушек, затем подключаются знания о действиях, а потом развивается умение мыслить с помощью слов и понятий.
Первым мыслительным процессом становится установление назначения предмета. Далее ребёнок пытается использовать его по назначению.
К полуторагодовалому возрасту дети понимают речь и начинают использовать её, подключая движения руками. Старайтесь, чтобы малыш произносил слово полностью, а не ограничивался одним слогом.
Игра в познавательном процессе
Ребёнок и в раннем возрасте, и в дошкольном легко обучается, если это ему интересно. Поэтому лучшим способом помочь познать мир будет игра.
Превращайте в игру всё. Когда малыш ещё не говорит, показывайте ему крупные и яркие предметы. Пусть он сначала их запомнит, потом назовите их цвет, покажите, для чего этот предмет и как его использовать. Постепенно его мозг усвоит эту информацию. Разговаривайте как можно больше, так вы будете развивать детский словарный запас.
Ребёнка постарше попросите найти красную игрушку или круглый мяч среди других. А после достижения годовалого возраста предложите накормить маленькую куклу маленькой ложкой, а большую большой. Собирайте пирамидки, кубики с изображением животных и предметов. Постоянно объясняйте кто или что это.
Помните, что маленький человек не может познать этот мир без вас. И от того насколько будет активным его познавательное развитие в раннем возрасте, будет зависеть его интерес к обучению в дальнейшем.
Использованы фотоматериалы Unsplash