25.04.2016 5775

Развитие ребенка: особенности восприятия

Эксперт

Сундуков Александр Вадимович

Этапы развития ребенка дошкольного возраста тесно связаны с периодами восприятия, которые наблюдаются в раннем младенческом возрасте, младшем дошкольном, среднем и старшем дошкольном возрасте. Каждому из них свойственны свои особенности развития, а все вместе они оказывают непосредственное влияние на формирование личности.

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста

Развитие ребенка начинается с развития ощущений -- восприятия прикосновений, звуков, очертаний, иными словами оказывается задействована его сенсорная система. Начальным периодом в развитии у ребенка восприятия считается возрастная категория с рождения и до 3-х лет. Конечно, огромное значение в этот период имеют врожденные рефлексы. Ребенок появляется на свет с уже определенными задатками восприятия и поведения.

В первые 6 месяцев родители могут использовать для развития у ребенка восприятия его рефлекторные способности. Можно сфокусировать внимание на отдельных предметах, приучать к тактильным ощущениям, используя развивающие предметы с разной поверхностью, к восприятию цветового спектра и звуковых эффектов. Все это поможет закрепить реакцию таких органов чувств как зрение, осязание и слух, которые играют определяющую роль в развитии детей раннего возраста.

Следующие полгода можно назвать познанием предметного мира. Помимо неосознанных манипуляций с вещами ребенок постигает их назначение. В силу способности подражать он вполне может орудовать ложкой, повторяя движения родителей, манипулировать бутылочкой. В развитие детей раннего возраста начинают входить новые формы, цвета и материалы, они начинают осваивать их благодаря простейшим кубикам, лабиринтам, пирамидкам и предметам домашнего обихода. Мир начинает обрастать предметами и деталями, развитие ребенка становится насыщенней, несмотря на то, что его действия большей частью еще неосознанны.

Программа развития ребенка

Несмотря на то, что восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, в этот же период начинает зарождаться его предметная деятельность, а вместе с ней закладывается программа развития ребенка в плане восприятия. Он начинает воспринимать все свойства предмета (цвет, форму, объем) как единое целое. При этом умеет выделить одно самое яркое, по которому и будет отличать этот предмет от остальных. Подобный способ восприятия заключается в распознании отдельных свойств предметов и их назначения. Эти качественные характеристики тесно связаны не только с восприятием, но и с игрой как неким действием. Программа развития ребенка обрастает новыми подробностями, может быть непредсказуемыми, но ведущими к логическому выводу. Восприятие ребенка выходит на новый уровень -- он должен убедиться в правильности своих ощущений, а в итоге в правильности увиденного, услышанного и воспринять их как данность. Так в сознании ребенка рождается понятие правильного и неправильного, хорошего и плохого.

Цели и задачи развивающих игр сводятся не только к воспроизведению моментов из окружающей ребенка жизни. С их помощью он постигает законы общения и взаимоотношений между людьми. Роль взрослого в развитии ребенка и роль общения с ним становится практически определяющей для восприятия окружающего мира. Более того, восприятие внешнего мира способствует развитию новых навыков: речи, воображения, внимания и памяти. В процесс игры включаются новые элементы -- пазлы, мозаики и конструкторы, движущиеся игрушки с пультом управления.

К тому же с помощью взрослых уже можно делать элементарные аппликации, которые дадут понимание о частях и целом, причем в этом случае в качестве подручного материала можно использовать не только картон и бумагу, но и вату, нитки, засушенные листья, пуговицы и бусины. Для освоения цветовых решений подойдут альбомы-раскраски с готовыми контурными рисунками. Объемные конструкции позволят развить пространственное восприятие и дадут понятие о возможностях изменить его. Все это способствует в первую очередь развитию зрительного восприятия у детей, но вместе с тем никак не умаляют развитие творческих способностей ребенка. Восприятие в «предметном варианте» обладает несомненным преимуществом -- наглядностью.

Не менее важным и полезным в этот период для развития ребенка окажется выполнение трудовых заданий. Например, одевая и раздевая куклу, малыш невольно спроецирует эти действия на себя и научится одеваться и раздеваться сам. А складывать игрушки можно по коробкам, в мешочки, расставлять на полках — тоже кропотливое и полезное занятие.

Помимо чисто механических и последовательных действий программа развития ребенка во многом зависит от коррекции особенностей его восприятия со стороны взрослых. Например, стоит заострить внимание на деталях картины, дать пояснения к изображенной композиции. Таблица с выложенными на ней предметами позволит сориентироваться в таких понятиях как количество и форма, верх и низ, о том что находится справа и слева. Можно подключить и другие средства развития ребенка, которые будут влиять не только на восприятие и наблюдательность, но и разбудят фантазию и желание делать что-то самому.

Использованные источники