Не так давно количество визуального контента, потребляемого детьми, было довольно ограниченным. В основном, это были небольшие программы мультфильмов по телевизору или в кинотеатрах, а также высококачественные телевизионные передачи, выходившие в эфир не чаще раза в неделю. Современные дети ежедневно потребляют огромное количество визуальной информации — мультфильмов, телепередач, видеоблогов и роликов. И это не всегда позитивно отражается на развитии ребёнка, поэтому родителям следует дозировать и тщательно подбирать визуальную информацию.
Особенности развития детей сегодня
Сегодня дети с самого рождения окружены информацией. Они начинают пользоваться компьютером или планшетом достаточно рано. Уже в 1,5 года многие спокойно включают телевизор, чтобы посмотреть мультфильмы. Это удобно, прежде всего, для родителей, которые получают возможность заняться делами.
Но повышенное потребление визуального контента оказывает вредное воздействие на развитие ребёнка и его когнитивные способности. Например, психологи и педагоги все чаще отмечают неспособность многих детей долго удерживать внимание на сложных текстах или воспринимать произведения детской и классической литературы. Частая смена картинок на экране телевизора, компьютера или планшета отрицательно отражается на состоянии нервной системы.
Визуальная информация помогает лучше усвоить учебный материал, в том числе, научиться читать, писать и считать. Познавательные мультфильмы, красочные картинки из книг и карточки — все это примеры полезного визуального контента. Но без необходимого контроля со стороны родителей дети начинают смотреть буквально все передачи подряд, что способствует повышению уровня агрессии и усвоению неблагоприятных моделей поведения. Задача взрослых — тщательно контролировать что, когда и в каком объёме смотрит ребёнок.
Визуальная информация в жизни детей раннего возраста
Сегодня дети раннего возраста активно интересуются мультфильмами и играми на планшете. Они считаются одним из самых эффективных способов занять ребёнка во время авиаперелета или занятости родителей. Более того, поисковые запросы вроде «смотреть мультики онлайн» лидируют среди запросов взрослых в интернете. Прежде всего, на развитие ребёнка оказывает влияние родительский пример — чем чаще он видит, что в семье предпочитают проводить время за экраном смартфона, планшета или компьютера, тем больше вероятность, что он проявит интерес именно к электронным устройствам, а не к книгам или другим видам развлечения.
Для детей раннего возраста существуют определенные нормы по использованию визуальной информации с помощью планшетов и компьютеров. До 2 лет просмотр мультфильмов не рекомендуется, после 3 время их просмотра не должно превышать более 1 часа в сутки, а после 6 норма увеличивается до 2 часов в сутки, но не более того.
Если дети раннего возраста превышают возрастную норму потребления визуального контента, то это оказывает отрицательное влияние на состояние их здоровья и когнитивные способности. Во-первых, ребёнок, проводящий много времени за компьютером, мало двигается. В результате у него постепенно ухудшается осанка и зрение, слабо развиваются мышцы.
Во-вторых, быстрая смена картинок в течение нескольких часов подряд способствует повышенной возбудимости нервной системы и росту тревожности. Известен случай, когда после просмотра популярного мультсериала в Японии у детей случались нервные срывы. Они были спровоцированы беспорядочным мельканием ярких цветов на экране.
В-третьих, дошкольники еще не обладают критическим мышлением, и часто копируют поведение и речь героев кинофильмов, компьютерных игр или мультсериалов. А многие из них могут содержать сцены насилия, ненормативную или сниженную лексику, которые ребёнок попытается воспроизвести в повседневном общении. Это вызовет у взрослых недоумение и желание наказать ребёнка.
Качественные мультфильмы могут стать еще одним способом времяпрепровождения ребёнка и родителей. После просмотра следует обсудить сюжет мультфильма, персонажей и логику их поступков. И в этом случае мультики принесут пользу ребёнку и взрослым.
Роль визуальной информации в развитии ребёнка
Полезный визуальный контент активно применяется в обучении дошкольников, школьников и взрослых студентов. Он помогает лучше запомнить математические формулы или грамматические правила. Не случайно в образовательных и медицинских учреждениях можно встретить большое количество наглядных пособий — с их помощью информация усваивается лучше.
Детские мультфильмы и компьютерные игры могут выполнять и познавательную функцию. Например, ребёнок может получать информацию о науке или устройстве мира из мультфильмов. Они также полезны в изучении иностранных языков, поскольку помогают запоминать иностранные слова и особенности их произношения.
Некоторые приложения для смартфона или планшета могут быть полезны для развития навыков чтения, запоминания букв и цифр. Но пользоваться ими ребёнок должен в строго определенный отрезок времени и под руководством взрослых. Мелкую моторику лучше развивать не на экране, а с помощью конструктора или пластилина.
Планшеты, смартфоны и компьютеры давно стали элементами повседневной жизни. Их вид никого не удивляет, и рано или поздно, ребёнку придется с ними познакомиться. Поэтому необходимо формирование культуры пользования электронными устройствами, чтобы дошкольник не привыкал к бездумному просмотру информации, не обладающей никакими полезными свойствами.
К сожалению, подавляющее большинство визуального контента из интернета несет далеко не познавательную функцию для ребёнка или взрослого. Подавляющее большинство визуальной информации составляют картинки с подписями, фотографии и видеоролики. Разумеется, они могут служить для привлечения внимания, но постоянный интерес только к ним значительно ухудшает когнитивные способности человека.
Поступление визуального контента — игр, мультфильмов, приложений, должно быть ограничено. Основная задача родителей — демонстрировать ребёнку позитивный пример, приучать к правильной работе с информацией и использовать визуальные материалы не только для развлечения, но и для обучения.