Дети — существа любопытные и открытые. Во всяком случае, большинство из них. Но встречаются и такие личности, которые не стремятся к общению с окружающими. Они живут в своем маленьком мирке, как в ракушке, и выманить их из нее порой бывает очень сложно. Но сделать это нужно!
Отношения детей с окружающим миром: причины замкнутости
Нелюдимый, застенчивый, неразговорчивый — такими эпитетами часто награждают замкнутых малышей. В действительности застенчивость — не совсем правильное определение этой особенности характера. У застенчивых детей есть желание общаться, однако они не знают, как это делать. А у замкнутых — нет ни умения, ни желания. Они находятся в своем пространстве, впуская туда только самых близких: родителей, бабушку с дедушкой и любимую собаку.
Некоторые мамы списывают замкнутость своего чада на развитость и талантливость, объясняя тем, что их малышу с обычными детьми просто не интересно строить отношения. А раз так, то и не нужно его заставлять. У психологов на этот счет другое мнение — они считают невмешательство родителей ошибкой. Замкнутые люди в большинстве случаев глубоко несчастны по той причине, что не могут построить отношения с бурлящим, динамичным и чуждым им миром. И маленькие дети тоже не являются исключением.
Специалисты считают, что причину замкнутости нужно искать еще во время нахождения малыша в утробе матери. Существует предположение, что если дети рождаются на сроке до 33 недель, они в будущем могут стать интровертами — то есть предпочитающими уединение общению с другими людьми. Возможно, на это влияет длительность изоляции ребёнка от матери сразу же после рождения, ведь таких детей помещают на какое-то время в кювез. Но это только предположение, к тому же списывать все на недоношенность неправильно.
Малыш может замкнуться, если он болен, устал или обеспокоен какой-то личной проблемой. Правда, в таких ситуациях отшельничество обычно не затягивается на долгое время. Гораздо большие опасения вызывает ситуация, когда замкнутость развивается вследствие каких-то внешних обстоятельств. Например, ребёнок школьного возраста может отгородиться от всех в ответ на оскорбительные шутки ровесников, если они высмеивают какие-то недостатки его внешности. У детей дошкольного возраста такое поведение может быть спровоцировано ссорой родителей. В ситуации с ровесниками ребёнку проще отгородиться от реальности, чем каждый раз отражать нападки обидчиков. Но в другом случае малыш считает, что лучший способ помирить родителей — это не попадаться им на глаза, ведь маленькие дети иногда винят себя в разборках взрослых.
Замкнутость может развиться и в результате недостаточного общения ребёнка с другими детьми. Это случается, когда малыш не ходит в детское учреждение, проводя почти все время с мамой и бабушкой. В первое время его расстраивает то, что они не хотят принимать участия в занятиях для детей, ссылаясь на занятость. Но через определенное время малышу такое положение вещей уже начинает нравиться. Ведь друзья могут и игрушку отнять, не то что вечно занятые взрослые.
Психологическое здоровье детей: когда пора вмешаться?
Необходимо разобраться, в действительности ли существует проблема в психологическом здоровье детей или их замкнутость — всего лишь плод воображения родителей? Если детям нравится играть в одиночестве и у них нет сотни приятелей — это не обязательно говорит об их замкнутости. Для взрослых, обожающих ходить в гости и принимать их в своем доме, сдержанное отношение малыша к другим людям — настоящая катастрофа: «Как он может не любить общение? Это же очень интересно!» Но у каждого человека свои особенности характера. Если один не может представить себя без огромной свиты приятелей, то это вовсе не означает, что все остальные должны вести себя также. Кроме того, психологи считают, что если ребёнок с удовольствием ходит в школу, но друзей у него мало, это не значит, что он нелюдим. Также и тогда, когда он идет гулять со сверстниками, но не носится вместе с ними за мячом по футбольному полю, а выступает в качестве болельщика.
Обратить внимание на психологическое здоровье детей необходимо, если они в самом деле «уходят в себя». В этом случае нужно срочно заниматься решением этой проблемы, в противном случае малыш будет сторониться людей, незнакомой обстановки, не сможет построить нормальные отношения со сверстниками и, как следствие, будет ими отторгнут. Необходимо оказать своевременную помощь маленькому затворнику в преодолении его страхов и комплексов, в противном случае неуверенность в себе будет лишь расти. А это помешает ребёнку в дальнейшем жить нормальной жизнью, учиться, строить отношения и делать карьеру.
Занятия для детей, помогающие малышу адаптироваться в обществе
С замкнутостью детей лучше бороться вместе с детским психологом. Однако в некоторых случаях позаботиться о психологическом здоровье детей взрослые могут и самостоятельно, используя рекомендации специалиста. Для этого нужно:
- Дарить малышу больше внимания, неважно, сколько ему лет.
Дети в любом возрасте требуют заботы и ласки. Не следует бояться избаловать малыша — можно обнимать его целыми днями, не потакая при этом всем его желаниям.
- Хвалить малыша.
Дети, в особенности маленькие, не могут самостоятельно оценивать свои достижения. Поэтому кто, кроме родителей, поможет поднять им самооценку?
- Приглашать в дом ровесников ребёнка и организовывать занятия для детей.
Находясь на своей территории, нелюдимый малыш будет чувствовать себя свободнее, что поможет нормальному общению с другими детьми.
- Организовывать публичные праздники, поощряя выступления малыша.
Он может спеть песенку, рассказать стихотворение. Чтобы вывести ребёнка из комфортного для него уединения, рекомендуется придумывать веселые состязания, давая возможность ему почаще одерживать победу — это вернет ему веру в себя и повысит самооценку.
- Отменить приказной тон: «Ты почему молчишь? Сейчас же рассказывай, что случилось!»
Вряд ли ребёнку хочется отвечать на вопросы, задаваемые в подобном тоне. Чтобы завоевать доверие малыша, обращаться с ним нужно спокойно.
- Приучать к нововведениям.
Замкнутые дети, как правило, консервативны. Им очень важно ощущение стабильности — все в жизни должно быть строго по расписанию. Не обязательно ломать привычный уклад жизни малыша, но его желательно потихоньку разнообразить, придумывая новые занятия для детей. Например, вечернюю сказку можно заменить мультфильмом или приятным разговором.
- Делать все постепенно.
Например, если малышу не нравятся игровые площадки, не стоит его насильно усаживать в песочницу или заставлять кататься с горки с компанией незнакомых детей. Пусть в первое время поиграет в сторонке, а потом уж можно будет постепенно сближать его с другими малышами. Самое главное — делать это аккуратно и ненавязчиво.
В случае, когда старания взрослых не дали положительного результата, ребёнку понадобится серьезная помощь специалиста. Детский психолог установит настоящую причину появления замкнутости и подберет правильные коррекционные упражнения.