Иногда дети вынуждены взрослеть раньше времени. Обстоятельства, финансовые трудности, проблемы в отношениях или собственные амбиции подталкивают молодых людей к тому, чтобы попробовать вести взрослую жизнь, начав работать. Спектр вакансий, который могут рассматривать подростки, весьма ограничен: обслуживающий персонал, начальные должности в организациях. Чтобы работа приносила пользу, опыт или деньги, этот процесс желательно контролировать родителям. Любой ребёнок, даже проявляя качества взрослого человека, нуждается в отдыхе, развлечениях и теплых воспоминаниях о детстве.
Почему подростки бывают вынуждены работать?
В истории много примеров, когда подростки не только вели хозяйство, ухаживали за больными родственниками, посещали вечернюю школу, но и работали на фабриках. Законодательство строго регламентирует порядок трудоустройства лиц, не достигших 18 лет, охраняя их от вредной и опасной работы, но для желающих всегда найдутся подходящие вакансии.
Причины того, что подростки ищут работу, кроются в разных жизненных обстоятельствах. Некоторые семьи оказываются за чертой бедности из-за смерти кормильца, потери работы, экономического кризиса, военных действий, политических переворотов и вынужденной эмиграции. Родители не всегда справляются с обязанностью обеспечения детей всем необходимым, и те стараются помочь им в этом деле.
Плохие взаимоотношения со взрослыми — еще одна причина того, что ребёнок пытается обрести финансовую независимость. Когда родители не могут установить контакт с сыном или дочерью-подростком, тот бросает учебу, игнорирует запреты, сбегает из дома. Если понимания достичь не удается, мать с отцом иногда выдвигают детям ультиматум, угрожают лишить их спонсирования. Для того чтобы не возвращаться домой, подросткам приходится искать средства для существования самостоятельно.
Некоторые ребята испытывают большие трудности с обучением. Лень, плохая компания, вредные привычки, тяжелый характер или избалованность способствуют тому, что подростка отчисляют из учебного заведения. Не видя другого выхода, родители отправляют нерадивого ученика работать и получать среднее образование в вечерней школе. Ребёнок стоит перед выбором: или нормальная учеба и беззаботное существование, или работа.
Желать самостоятельности и самореализации могут и вполне благополучные девушки и юноши. Одни из них скучают в школе, быстро осваивают программу и не знают, чем заняться в свободное время. Другие имеют таланты и большой потенциал ученого, спортсмена, бизнесмена, которые хочется раскрыть, как можно раньше. Есть старшеклассники, твердо определившиеся с будущей профессией, для них работа в школьные годы — это возможность попрактиковаться, завести полезные знакомства, получить знания для поступления в вуз.
Таким подросткам свойственно опережать сверстников в развитии, занимать призовые места на конкурсах и соревнованиях. Но уровень их эмоционального интеллекта часто не соответствует умственному. Родителям стоит внимательно относиться к тому, как именно происходит процесс вовлечения во взрослую жизнь.
Иногда стремление ребёнка работать не столь серьезно, оно ограничивается летними каникулами и желанием накопить на подарок для самого себя или кого-то из близких людей. Некоторые родители считают, что это достойная цель и хороший опыт. Дети подрабатывают в кафе или на базах отдыха, для того чтобы купить себе новый компьютер или одежду к школе, вместо того, чтобы требовать этого от матери с отцом.
Мальчики и девочки пубертатного возраста нередко попадают в неприятные истории, проявляют беспечность, доверчивость, пробуют все, что им предлагают. Это происходит из-за незрелости, неопытности и изобилия свободного времени. Мамы и папы стараются пристроить таких ребят на дополнительную учебу или работу, чтобы обеспечить им безопасность и найти полезное занятие.
Привычки, которые необходимы для совмещения работы и учебы
Привычки, требующиеся от работающего подростка, связаны с необходимостью взрослеть, раньше, чем это делают сверстники. Ответственность — это качество, данное от природы не всем. Кто-то с детства старается делать все «на отлично», кто-то подходит к своим обязанностям спустя рукава. Работая, люди отвечают не только за себя. Они взаимосвязаны с коллегами, начальством, общее дело зависит от усилий каждого. Если у человека нет врожденной обязательности, стоит развивать эту черту.
Неуверенность в себе — это то, что мешает браться за дело многим людям. Подростки особенно подвержены комплексам и нередко излишне скромны. Нерешительность препятствует самореализации, планируя работать, желательно заранее решить эту проблему.
Большую роль играет умение справляться с ошибками, адекватно воспринимать критику. Отличники обычно стремятся сделать все идеально, страдают от перфекционизма. Он мешает им пробовать что-то новое из опасений не справиться с задачей. Таким ребятам тяжело переживать неудачи. Взрослым важно донести до ребёнка мысль, что мало у кого все получается с первого раза, и только новые попытки увенчаться успехом. Какими-то сферами в жизни, возможно, придется пожертвовать, смирившись с тройками по некоторым школьным предметам или отсутствием времени для занятий музыкой.
Привычка тратить время на бесполезные занятия несовместима с трудовой деятельностью в подростковом возрасте. Важно правильно распределять приоритеты и нагрузки, чтобы все успевать.
Правовая грамотность подростка — вопрос, которому следует уделять особое внимание родителям. Ребёнку стоит знать свои права и уметь постоять за себя. От привычки бездумно следовать указаниям взрослых желательно отказаться.
Эмоции из-за «пропущенной» юности
Эмоции, которые испытывают взрослые, лишенные детства, — грусть и разочарование. Даже добившиеся успеха мужчины и женщины сомневаются в необходимости так рано начинать трудовую деятельность, как это сделали они. Они стараются обеспечить своим сыновьям и дочерям беззаботное детство и выступают против повторения ими собственного пути.
Есть и те, кто чувствует благодарность по отношению к родителям, которые в свое время настояли или поддержали начинания ребёнка и помогли ему добиться высот. Успешная карьера, умение работать в любом коллективе, большой жизненный опыт и знание человеческой психологии — полезный багаж, накопившийся с юности.
Стоит ли родителям позволять детям работать?
Рассматривая возможность работы для своего несовершеннолетнего отпрыска, родителям важно определиться с причинами, на это толкающим: острая необходимость в деньгах, вклад в будущее ребёнка или просто подростковая блажь. В любом случае, можно дать попробовать сыну или дочери начать зарабатывать на жизнь не в ущерб учебе. Дети узнают ценность вещей, испытывают большую благодарность за труд взрослых.
В европейских странах очень развита сфера заработка для старшеклассников и студентов. Раннее вовлечение в трудовую деятельность дает возможность накопить деньги на высшее образование, почувствовать себя зрелой личностью, добиться уважения окружающих. Задача родителей — проконтролировать, чтобы ребёнок при этом был счастлив и не упускал важные моменты в своей жизни: общение со сверстниками, отдых, первую любовь и учебу в школе, институте.