Малыш, особенно первенец, в семье, – это не просто новый этап, но настоящий экзамен в жизни родителей. Предусмотреть все заранее просто невозможно, так как и беременность, и роды, и сами малыши индивидуальны, реагируют на все по-своему и обладают своими особенностями развития. Однако знать о том, что происходит с малышом от месяца к месяцу в плане получения новых навыков, быть осведомленными о правилах грудного вскармливания, подбора смеси и введения прикорма, уметь правильно соблюдать гигиену младенца и проводить с ним соответствующие возрасту развивающие занятия необходимо каждому родителю.

Содержание

Малыши до года

Малыши до года

В первый год своей жизни ребенок осваивает очень много умений, при этом данный период отличается самым высоким темпом развития на протяжении всей жизни человека. Покидая привычный мир материнской утробы, малыш открывает для себя мир, полный абсолютно новых впечатлений, и именно эти впечатления будут определять развитие ребенка. От месяца к месяцу родители наблюдают, как изменяется ребенок, как он постепенно приспосабливается к окружающей действительности.

Существуют определенные закономерности развития детей в первый год жизни. Поэтому родителям, которые беспокоятся о том, соответствует ли развитие их ребенка возрастным нормам, проще опираться на эти средние показатели. Однако важно понимать, что все дети индивидуальны, и некоторые отклонения в темпе развития не означают, что малыш отстает в развитии в целом.

Мама и малыш

Мама – тот человек, с которым происходит основное физическое и эмоциональное взаимодействие ребенка в младенчестве. В возрасте до года малыш находится в полном симбиозе с матерью, при этом важно, чтобы был не только физический уход за малышами (кормление, гигиенические процедуры, прочее), но и эмоциональный контакт.

Мама для ребенка в этот период является основным источником ощущения безопасности, а сам малыш крайне чувствителен к ее психологическому состоянию. Поэтому в тех случаях, когда мама раздражена, находится в состоянии стресса или повышенной агрессии, ребенок также будет вести себя беспокойно. А вот доброжелательность и уравновешенность матери закладывает в малыше основы доверия к миру.

Что происходит с малышом в первый месяц жизни

Первый месяц малыша принято называть адаптивным периодом, так как в этот момент действительно происходит его привыкание к новым условиям. В первую неделю жизни малыш абсолютно беспомощен и нуждается в уходе, который подразумевает кормление, купание и другие гигиенические процедуры, прогулки на улице, естественно, эмоциональный контакт с родителями.

В течение первого месяца малыш заметно изменяется: его кости черепа становятся более крепкими, пищеварительная система проходит адаптацию к новым условиям питания, зрение начинает быть более сфокусированным.

Послеродовая депрессия

Послеродовая депрессия

Послеродовая депрессия – разновидность депрессии, которая достаточно часто посещает новоиспеченных матерей в силу множества факторов, свойственных периоду после рождения ребенка. О наличии данной проблемы можно говорить в том случае, когда симптомы у женщины носят стойкий характер и не оставляют ее на протяжении двух недель и более.

Основные признаки послеродовой депрессии:

  • Повышенная и ничем не обоснованная тревожность, в основном за ребенка, его состояние и будущее.
  • Подавленное настроение, ощущение безысходности и отсутствия поддержки.
  • Расстройства сна, которые могут выражаться как в форме бессонницы, так и в том, что женщина постоянно хочет спать.
  • Расстройства аппетита: отсутствие желания есть или, наоборот, существенное увеличение количества употребляемой еды.
  • Общая слабость, вялость, апатия, постоянные желание плакать.

Послеродовая депрессия является ненормальным состоянием для психики и в особо тяжелых случаях может привести к суициду. Кроме того, негативный настрой матери не лучшим образом отражается и на ребенке, который также становится нервным и беспокойным. Поэтому родственникам молодой мамы следует оказывать ей поддержку, а в сложных ситуациях есть смысл посетить психолога, который поможет справиться с проблемой.

Причины послеродовой депрессии

Причины послеродовой депрессии

Причин послеродовой депрессии может быть огромное количество. Чаще всего это состояние вызывает комплекс факторов. Ниже перечислены наиболее распространенные.

  • Изменение гормонального фона

Изменение гормонального фона после родов – одна из наиболее частых причин, которая может привести к перепадам настроения, плаксивости, а в некоторых случаях к депрессиям. И это не случайно. Например, во время беременности в организме женщины активно вырабатывался гормон прогестерон. Помимо прочих крайне полезных свойств в течение 9 месяцев он выступает в качестве естественного успокоительного. С точки зрения эволюции этот механизм позволял увеличить шансы на успешное вынашивание малыша. Поскольку нервное напряжение приводит к выработке адреналина, а это в свою очередь может спровоцировать тонус матки и ее сокращение.

Но сразу после рождения малыша количество прогестерона в организме женщины резко снижается. И действие естественного успокоительного заканчивается. Это одна из причин, почему женщина легко расстраивается по любому поводу в первые месяцы после рождения малыша. Организму потребуется не один месяц, чтобы восстановиться.

  • Отсутствие достаточного количества сна

В первые несколько месяцев у многих молодых мам отсутствует возможность нормально выспаться. Общая продолжительность сна для взрослого человека должна быть от 7 до 9-10 часов в сутки. Речь идет о непрерывном сне, когда организм может полностью восстановиться.

В первые месяцы малышу требуется кормление раз в 3 часа, в том числе ночью. Кроме того, на втором и третьем месяце жизни многие дети страдают из-за коликов. В результате большую часть ночи они могут не спать, а вместе с малышами не спят и их мамы.

Все это приводит к тому, что сон в жизни женщины может существенно сократиться. А это в свою очередь может привести к апатии, раздражительности, усталости, нервозности.

  • Отсутствие достижений и завершенных дел

В первые месяцы обязанности молодой мамы довольно однообразны: покормить, поменять памперс, уложить спать, приготовить еду, прибраться в квартире и далее по кругу. Наш мозг устроен следующим образом: когда мы завершаем какое-то дело или достигаем поставленной цели, он вырабатывает дофамин. Гормон-поощрение. Благодаря ему человек чувствует радость и удовлетворение. Кроме того, дополнительным стимулом является одобрение и признание окружающих: коллег, начальников, родственником или друзей.

В самом начале материнства приходится решать крайне однообразные задачи (мытье посуды или смена памперса малышу), которые не приводит к выработке дофамина в таком количестве, как при удачно закрытой долгожданной сделке или хорошо проведенной презентации. В итоге происходит ситуация, когда женщина постоянно что-то делает (а уход за малышами требует ежеминутных действий), но не получает за это награды (даже от собственного мозга). Кроме того, поощрения от друзей или коллег в этом случае тоже не поступит, вряд ли маму часто будут хвалить за то, что она уложила спать ребенка. Труд мамы сложно заметить. В результате – апатия, ухудшение настроения, плохое самочувствие, накопившаяся усталость.

  • Смена социальных ролей, изменение круга общения

Одним из главных факторов ухудшения самочувствия многие молодые мамы считают отсутствие или существенное сокращение общения с другими людьми. Сегодня социальные возможности женщины огромны. К 20-30 годам, когда появляется первый ребенок, женщина успевает сделать многое: получить образование, начать или построить карьеру, обзавестись определенным количеством друзей, занять важное место в своем окружении.

Но с рождением ребенка на какое-то время большая часть существующих социальных контактов прерывается. Нет возможности пойти в любое время погулять с друзьями, женщина уходит с работы и ее место занимает кто-то другой. На какое-то время жизнь женщины начинает вращаться вокруг ее ребенка, что, несмотря на ее огромную любовь к малышу, не всегда дается ей легко.

  • Страх за малыша

Многие мамы чувствуют, что не готовы к уходу за малышом. Они переживают, что не знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы он был здоров, как его кормить, одевать, развивать. Вопросов может быть масса. Итог один – излишнее нервное перенапряжение приводит к депрессивным расстройствам.

  • Отсутствие личного пространства

Необходимость определенное количество времени посвятить себе – нормальное явление для человеческой психики. Всю беременность малыш находился в утробе. С рождением ребенка условия, в которых живет женщина, кардинально меняются, и она чувствует, что ее личное пространство теперь безраздельно принадлежит ребенку. То есть, его фактически не существует. Постепенно такая ситуация становится источником накапливающегося раздражения и напряжения и может привести к послеродовой депрессии.

Как справиться с послеродовой депрессией?

Как справиться с послеродовой депрессией?

Прежде чем искать ответ на вопрос, как справиться с послеродовой депрессией, стоит найти ее причины. Ждать, пока она пройдет сама, в этом случае не стоит, так как это состояние не является просто плохим настроением. Проанализировав ситуацию и условия, в которых находится женщина, можно выявить, от чего появилась депрессия после родов, и на основании этих данных устранить причину.

  • Высыпаться

Безусловно, написать такую фразу проще, чем выполнить. Однако если продолжительность сна совсем короткая (менее 5 часов в сутки), то стоит попросить помощи у мужа или родных. Кого-то можно отправить гулять с малышом и в это время поспать. Или чаще устраивать совместный сон с ребенком. Это не только полезно для него, но и позволит маме немного отдохнуть.

  • Личное время и личное пространство

У каждой женщины должно быть хотя бы немного времени на себя. Как минимум, 1-2 часа в день или половина выходного дня. Время на себя подразумевает, что женщина уходит из дома, встречается с подругами, гуляет в парке, а не стоит на кухне или моет пол дома (если только готовка и уборка не являются способом отвлечься).

Вопрос личного пространства стоит обсудить с мужем, даже если он первый не поднимает эту тему. Некоторым мужчинам кажется, что декрет – это своеобразный отдых для женщины, и она не устает. Буквально 2 часа, которые мужчина проведет вместе с малышом один на один, помогут изменить его взгляды и лучше понять свою жену.

Кроме того, молодому папе полезно с самого рождения проводить некоторое время наедине с ребенком. Так он научиться ухаживать за ним, лучше общаться и таким образом сформируется более тесная эмоциональная связь.

  • Консультация психотерапевта

Порой в первые месяцы после рождения ребенка женщина испытывает эмоции, в которых ей трудно признаться даже самой себе. И тем более она не может обсудить их с подругами или мужем. Например, что она не чувствует радости от общения с малышом, или она устает настолько, что порой малыш ее очень сильно раздражает. Женщина стыдится таких чувств и старается спрятать их как можно глубже. И это еще одна причина прогрессирующей депрессии.

Если сон, прогулки на свежем воздухе, самостоятельные попытки разобраться в себе не приносят должного результата, стоит проконсультироваться со специалистом. Вопросы послеродовой депрессии сегодня хорошо изучены и что бы ни рассказала женщина, маловероятно, что она первая, кто столкнулся с такой проблемой. Психотерапевтами накоплен богатый опыт в решении таких вопросов. И совместными усилиями молодая мама и специалист смогут быстрее найти выход из сложившейся ситуации. Не стоит пренебрегать возможностями, которыми обладает современная медицина.

Папа и малыш

Папа и малыш

Организм мужчины и женщины по-разному реагирует на появление малыша. Женщина в течение 9 месяцев вынашивает его, с 4-5 месяца беременности она регулярно чувствовала его шевеление, могла постоянно его гладить. Привязанность матери формируется гораздо быстрее. Когда закончена беременность, малыш появляется на свет, в теле молодой мамы активно вырабатывается окситоцин, особенно если она кормит грудью. Окситоцин еще называют гормоном привязанности. В том числе он формирует привязанность мамы к малышу.

С мужским организмом все не так. Окситоцин в таких количествах не вырабатывается, да и 9 месяцев он был достаточно свободен.

Привязанность у мужчин формируется по-другому. Для этого ему, помимо прочего, необходимо заботиться. В данном случае заботиться о маме и малыше. Но когда появляется ребенок, некоторые мамы отгораживают папу от него. Мамы боятся оставить их один на один, постоянно контролирует действия папы, критикуют, предпочитают все делать сами, потому что у мужчины получится хуже или он не справится.

В итоге постепенно некоторые мужчины прекращают попытки активно заботиться о новорожденном, оставляя на себе роль кормильца, а заботу о малыше отдают в руки мамы.

Поэтому не стоит лишать папу возможности активно заботиться о нем с первых дней жизни. Можно оставить папу наедине с малышом на час или два, предварительно (если это необходимо) рассказав, как ухаживать за ребенком в этот период. Можно купать ребенка вместе – одной действительно неудобно это делать. Или отправлять папу гулять с коляской. Самое главное, чтобы папа активно участвовал в жизни малыша с самого рождения.

Развитие малыша

Развитие малыша

Развитие малыша с 1 по 4 неделю

Первый месяц – адаптационный период, когда ребенок приспосабливается к новой для него обстановке. Вес только что родившегося малыша составляет от 3 до 3,7 кг, а ростом дети примерно 50 см, однако это очень индивидуальный показатель, так что ребенок при рождении может быть и гораздо крупнее, и несколько меньше. Он активно набирает вес, так что к четвертой неделе малыш весит уже 3,6 – 4,5 килограмм. Рост тоже не стоит на месте – возможна прибавка от 1 до 4 см.

К концу первого месяца малыш уже гораздо лучше фокусирует взгляд, может удерживать его на лице подошедшего к нему взрослого или на статичном предмете.

Он также демонстрирует реакции и на звуки, но этих реакций все еще мало: громкие и резкие звуки заставляют его пугаться и плакать, а такие источники шума, как колокольчики и погремушки, привлекают внимание малыша, и он прислушивается к ним. Уже в этот период очень важно общение ребенка и взрослого: чем чаще вы говорите с малышом, тем раньше он начнет отвечать вам гулением. В ответ на действия родителей, которые вызывают у ребенка приятные эмоции, он начинает улыбаться.

1-2 месяца

Активность возрастает, у ребенка уже больше возможностей взаимодействия с миром. Месячный малыш интенсивно растет и к концу этого месяца его вес увеличивается до 4,4 – 5,3 кг, а рост 55-59 см. Все более точными становятся движения ребенка, и он уже способен поднять голову, если положить его на живот. При общении со взрослым у ребенка проявляется комплекс оживления, который включает фиксацию взгляда на взрослом, улыбку, оживленные движения ручками и ножками, а также вокализацию.

2-3 месяца

К третьему месяцу здоровый малыш вырастает еще примерно на 3 сантиметра, а вес его увеличивается в среднем на 700-800 грамм и составляет 5,2-6,2 кг. Он уже гораздо меньше спит и активно требует, чтобы взрослые проявляли к нему внимание в моменты бодрствования. Окружающий мир становится интересен все больше, при этом от простого наблюдения ребенок переходит уже к исследованиям: он захватывает и тянет в рот игрушки, находящиеся в радиусе его досягаемости, без проблем находит источник света и звука, поворачивая к нему голову. Если таким источником является кто-то из взрослых, малыш всеми силами старается привлечь его. Улыбка и гуление – основной способ выражения положительных эмоций в это время – начинают проявляться все чаще.

3-4 месяца

3-4 месяца

Плюс 2 см роста и дополнительные 700 граммов на весах. Рост теперь 60-62 см, а вес около 5,8-6,5 кг. Однако родителям важно помнить, что это – средние показатели. В каждом конкретном случае они могут отличаться. При оценке состояние малыша важно учитывать комплекс факторов:

  • динамику изменения роста и веса (увеличения роста и веса должны быть плавными, а не скачкообразными)
  • объем головы и грудной клетки, прибавка данного показателя
  • общее состояние здоровья
  • стул
  • сон
  • физическое развитие
  • эмоциональная сфера

Поэтому, если малыш прибавил 400-500 граммов, а не 800, но при этом по остальным показателям все в порядке, то нет повода для беспокойства.

К концу четвертого месяца ребенок гораздо лучше удерживает голову, при переворачивании его на живот пытается опираться на руки. Он может перевернуться сам, в положении на животе делает плавательные движения. Уже становится очевидно, что из всех малыш предпочитает маму – ведь ей он более часто улыбается, именно ей активнее всего машет ручками и пытается произносить слоги.

Каждая игрушка малыша подвергается более тщательному исследованию: пока что все действия – это манипуляции, то есть ребенок исследует, что будет, если схватить игрушку, потрясти ее, подвигать или погрызть. В этом возрасте можно заметить, что у ребенка уже есть предпочитаемые игрушки. Покажите ему зеркало – в 3-4 месяца свое отражение вызовет у него массу эмоций.

4-5 месяцев

Рост ребенка увеличивается до 62-64 см, а вес до 6,3-7,2 кг. Он уверенно держит голову, а некоторые дети уже пытаются сидеть. Не стоит торопить события и сажать ребенка, если сам он таких попыток еще не делает. Особенно это касается малышей девочек.

Ребенок может самостоятельно переворачиваться, пробовать вставать, раскачиваться и сгибаться. Очень любит играть, в том числе в такую простую игру, как «ку-ку» или слушать потешки. Если ребенок играет с игрушкой, а взрослый хочет забрать ее, можно увидеть, как малыш сердится и сопротивляется. В арсенале его звуков появляются согласные.

Важным показателем совершенствования нервной системы ребенка является его внимание к лицу человека, как своих родных, которых он видит вживую, так и к изображениям на картинках. Общение в этот период также важно для малыша. Поэтому он может капризничать, даже будучи сухим и сытым.

5-6 месяцев

Рост ребенка составляет 65 и более сантиметров, вес практически подобрался к 7-8 килограммам. Физическое развитие малыша продолжается, и к полугоду он вполне может пробовать ползти на животе, особенно если заинтересовать его положенной в паре десятков сантиметров игрушкой. Может некоторое время сидеть сам, вставать на четвереньки и в этом положении как бы раскачиваться (это очень важно, так как подготавливает малыша к ползанию). Действия с предметами становятся точнее, и многие дети уже могут держать за ручку поильник, кружку или бутылочку.

Ребенок знает свое имя, радуется мелодичной музыке, пробует воспроизводить звуки и слоги, которые слышит от взрослого. Эмоциональный спектр ребенка расширяется, и для него характерны резкие перемены настроения. Не в последнюю очередь на малыша влияет то, с кем из взрослых он общается. У него появляется избирательность в общении, и он сам решает, к кому из людей он с радостью пойдет на руки, а у кого будет капризничать.

6-7 месяцев

6-7 месяцев

Малыш почти дорос до 70 см и прибавил в весе еще 400-600 грамм, так что весит теперь 7,3-8,4 кг. Его активность растет, он уже сидит, выпрямляя спину, и может ползать (при этом некоторые малыши ползают назад, но это тоже норма). Когда ребенок ползает, любой встреченный предмет обследуется со всех сторон, в том числе на вкус. Купание и игры в воде – одно из любимых занятий ребенка в этом возрасте.

Будут полезны пальчиковые игры – они стимулируют развитие мелкой моторики, кроме того очень нравятся детям. Еще одно интересное развлечение – это изучение окружающих и себя.

7-8 месяцев

Плюс два сантиметра и прибавление в весе около 400-500 грамм. Очень многое в плане веса зависит от того, насколько велика физическая активность ребенка в этот период, а также от прикорма, который вводится в меню малыша. Характеры у детей разные, и вполне возможно, что непоседа, который ест не очень много, будет демонстрировать не такую большую прибавку в весе, как ребенок более пассивный, но больше любящий много поесть. 6-8 месяцев время, когда у большинства детей активно вводятся разные виды прикорма.

У ребенка есть четкое разграничение взрослых по принципу «свой-чужой», и если чужой попробует взять малыша на руки, тот будет плакать. Играет ребенок главным образом сидя, ползая или пытаясь вставать. То, что малыш ползает, должно стать поводом для взрослых не оставлять его без внимания на чем-то высоком вроде дивана – у него пока нет понимания, что, если упасть с края, будет больно.

Сильная эмоциональная привязанность к родителям, особенно к маме. Способен осознанно позвать их, отреагировать на несложную просьбу или, пользуясь своими вербальными средствами, попросить о чем-то родителей.

8-9 месяцев

Вес ребенка 8-9 килограмм, рост -70-72 см. Как правило, малыши мальчики в этом возрасте немного крупнее девочек, но в любом случае все определяется генетикой.

Моторика рук ребенка уже развита до той степени, что он уже может листать картонные книжки, захватывать пальцами разные мелкие предметы, взаимодействовать с бумагой и пластилином, играть с родителями в «ладушки». Малыш может сам садиться, пытаться подпрыгивать рядом с опорой, ползать в любые стороны. Может показывать по просьбе взрослого, где ушки, руки и другие части тела на себе, собеседнике или на игрушке. Если его похвалить за успешное выполнение задания, он будет очень радоваться.

К этому возрасту дети отлично знают взаимосвязь «я плачу – мама приходит на помощь», так что иногда могут использовать плач как средство манипулирования родителями или привлечения их внимания.

9-10 месяцев

9-10 месяцев

Интенсивность роста и прибавления веса снижается, так что к 10 месяцам ребенок подрастет только на сантиметр и прибавит грамм 300-400. Малыш настолько хочет двигаться и исследовать мир, что уложить его спать становится сложнее; самые активные дети уже к концу периода начинают сами ходить, но большинство детей продолжают использовать для перемещения свои навыки ползания или ходят с поддержкой.

Любит повторять за взрослыми, исследовать окружающее пространство, при этом мелкие предметы ему становятся гораздо интереснее крупных. Многие игрушки уже используются не в рамках манипулятивных действий, а по назначению: кубики – для постройки простых конструкций, а в ведро или коробку мама и малыш могут вместе сложить мелкие предметы.

10-11 месяцев

Рост малыша от 72 до 73 см, вес – 9-10 кг. Малыш уже гораздо более активен физически, умеет садиться сам, ходить с поддержкой или по стеночке, стоять без поддержки, может использовать чашку для того, чтобы пить, и пользоваться ложкой, катать мячик, подбирать что-то мелкое с пола. Некоторые могут произносить простые слова, пытается освоить новые, любят взаимодействовать с разными новыми предметами и людьми. Ребенку нравятся другие дети, и в большинстве случаев он активно идет с ними на контакт.

К 10-11 месяцу развитие двух деток одного возраста может существенно отличаться. Одни уже пробуют вставать, а другие едва ползают. Кто-то легко идет на руки к новым людям, в то время как другие предпочитают оставаться только с мамой. Кому-то удается сложить пирамидку, а кто-то предпочитает только разрушать построенные башенки и не может усидеть на месте даже пары минут.

Чем старше будет становится ребенок, тем больше будет отличий. И маме важно это понять. Не бывает двух одинаковых детей. Малыши не всегда вписываются в стандарты, определенные взрослыми. Поэтому важно оценивать динамику развития, сравнивать малыша не с соседским мальчиком или ребенком подруги, а с его собственным развитием месяц или два назад. Комплексный подход в оценке развития малыша поможет маме сохранить собственные нервы и не требовать от ребенка действий, для совершения которых он еще не готов.

11-12 месяцев

Еще один сантиметр роста, прибавка к весу около 300 грамм. Сравнивая ребенка, возраст которого приближается к году, с тем беспомощным существом, которым он являлся непосредственно после рождения, становится ясно, насколько большой путь был проделан за год. Малыш уже способен стоять и ходить сам, использовать ложку и чашку, обладает многими возможностями для познания окружающего мира. Использует несколько слов для общения, понимает некоторое количество просьб взрослых.

Малышу 1 год

Малышу 1 год

Первый день рождения малыша – это значимый рубеж и для него самого, и для его родителей, которые весь этот год наблюдали, как их ребенок день ото дня растет, развивается психически и физически. Существуют определенные возрастные нормы, которые являются усредненными показателями для детей возрастом 1 год. Именно на эти нормы нужно ориентироваться родителям, однако важно помнить, что каждый ребенок индивидуален – как и темп его развития.

Физическое развитие малыша

К году ребенок значительно прибавляет в росте и весе. Обычно мальчики в этом возрасте несколько крупнее девочек, поэтому границы нормы для тех и других несколько отличаются. Следующие показатели физического развития малыша признаны средними:

  • Рост: мальчики 72-79.7 см, девочки 71,4 -78 см.
  • Вес: мальчики 8,9-11,6 кг, девочки 8,5-10,8 кг
  • Окружность головы: мальчики 45,3-48,6 см, девочки 44,2-47,3 см
  • Окружность груди: мальчики 46,1-52,5 см, девочки 46,3-51,4 см.

Многое зависит не только от пола малыша, но и от генетически заложенного телосложения. Уже в этом возрасте видно, кто из детей-одногодок крупнее и массивнее, а у кого конституция тела более тонкая и изящная.

Психическое развитие малыша

В 12 месяцев ребенок – это уже не месячный малыш. Он различает, с кем и как в семье можно вести себя. С другими детьми он пока что может только играть рядом, а не вместе – и то иногда не обходится без конфликтов. Он выполняет простые просьбы, а в играх пытается установить свои правила. В словаре малыша к этому моменту может быть 2-10 простых слов, которые он использует для просьб ко взрослым или для описания своих эмоций и предметов окружающей действительности.

В год многие сталкиваются с таким явлением, как кризис первого года жизни, который развивается на фоне того, что ребенок постепенно начинает осознавать себя как отдельного от своих родителей человека. Он накопил уже достаточно много навыков для того, чтобы познавать мир собственными силами, и в этой связи запреты взрослых могут восприниматься как досадные препятствия.

Мама и малыш иногда не могут найти общего языка, так как малыш внезапно становится упрямым, обидчивым, часто отказывается от помощи даже в тех случаях, когда выполнение какого-то действия затруднительно для него самого. Это не означает, что ребенок избалован – просто это обычный возрастной этап, который потребует от родителей чуть больше терпения, чем до этого.

Моторное развитие

Главный навык, который осваивает ребенок к году, – это ходьба. Есть разные варианты нормы в этом случае: малыш в 1 год может ходить самостоятельно, а может пока что опираться на руку взрослого или использовать другие опоры для того, чтобы помочь себе удержать равновесие. Однако наряду с ходьбой он может продолжать ползать. Приседают и садятся без посторонней поддержки в этом возрасте все дети. Ребенок может ползать по лестнице, забираться на диваны и кресла и возвращаться обратно на пол.

Уверенно манипулирует с предметами, может захватить одной рукой несколько предметов. По просьбе передает предметы взрослому, выполняет элементарные действия с предметами согласно их назначению: собирает пирамидку, строит простые башенки из кубиков, катает машинку. Продолжает осваивать различные жесты на основе того, что показывают ему взрослые. Именно пример родителей является основной движущей силой в освоении новых навыков и действий с предметами.

Сон малыша

Сон малыша

Только родившийся малыш большую часть времени проводит во сне, однако по мере его роста количество сна сокращается, а периоды активного бодрствования, напротив, увеличиваются. Существуют определенные нормы сна малышей, которые могут послужить ориентиром для родителей, организующих режим дня для своего ребенка, но, как и все остальные средние показатели, эти нормы являются лишь приблизительными и возможны индивидуальные отличия у каждого ребенка.

0-3 месяца

С рождения и в течение нескольких первых недель ребенок спит по 17-18 часов в сутки, а общая продолжительность сна для малышей до трех месяцев отличается ненамного и составляет 15-17 часов. При этом длительность периода бодрствования не должна превышать одного часа. Ребенок может слишком устать, станет капризным и его будет сложно уложить спать. В то же самое время сон малыша обычно не длится более трех-четырех часов вне зависимости от времени суток.

4-6 месяцев

4-6 месяцев

4-6 месяцев первого года жизни – период, когда требуется установить режим сна для ребенка и четко его придерживаться. Лучше всего, если вечером ребенок будет укладываться примерно в 8 или чуть позже. Чтобы сделать процесс засыпания более простым, придумайте подходящий ритуал для этого времени. К примеру, чтение сказки при включенном ночнике в одно и то же время очень быстро станет ассоциироваться у малыша с тем, что наступило время ночного сна. Ночью ребенок обычно не спит дольше 10-11 часов, остальное время сна приходится на 3-4 засыпания днем.

7-9 месяцев

В этот период сон малыша составляет около 15 часов в сутки, при этом примерно 7 из них приходится на период непрерывного сна. В утренние и дневные часы возможно два эпизода дневного сна по полтора-два часа каждый, еще один дневной сон приходится на время ближе к вечеру. Если уже установлен четкий распорядок сна, рекомендуется его придерживаться – так будет полезнее для ребенка и спокойнее для родителей.

Поскольку в этот период двигательная активность ребенка может приводить к излишнему возбуждению, ему может быть сложно заснуть. Задача родителя в этом случае – успокоить ребенка и позволить ему заснуть спокойно.

10-12 месяцев

В этот период продолжительность ночного сна ребенка должна составлять около 10 часов плюс два эпизода дневного сна по полтора-два часа. Лучше всего, если ребенок будет приучен к самостоятельному засыпанию, при этом перед сном не будет сильно перевозбужден – это может помешать ему нормально засыпать. Теплая ванна, чтение книг, спокойные игры перед сном помогут легче уложить малыша.

Днем ребенок спит два раза. Хотя некоторые малыши к 1 году уже переходят на один продолжительный дневной сон.

Здоровый малыш

Здоровый малыш

Любой ребенок нуждается в полноценном уходе, ведь это помогает ему расти здоровым и развиваться в соответствии с возрастными нормами. Купание и другие гигиенические процедуры, осуществляемые по определенным правилам, помогут в этом.

Уход за малышами

На протяжении всего первого года жизни родителям необходимо соблюдать некоторые правила при уходе за малышом. Обеспечение чистоты в этот период избавит от многих проблем, в том числе и со здоровьем.

Вечернее купание

Дети очень любят купаться, к тому же такие процедуры обеспечивают хорошее самочувствие малыша, защищают его кожу и предотвращают кожные заболевания. В течение первых шести месяцев купать ребенка следует каждый вечер, так как это укрепляет иммунитет и позволяет определенным образом развлечь малыша.

Правильное купание должно проводиться в помещении без сквозняков, в котором температура воздуха составляет 24-26 градусов. Температура воды в ванночке должна быть максимально приближенной к нормальной температуре тела, то есть 36-37 градусов. Естественно, что ванночка должна быть устойчивой, чистой и не использоваться для других бытовых целей. Проводить водные процедуры нужно в одно и то же время, лучше около 8 часов вечера. Длительность купания зависит от возраста: если новорожденным достаточно 5 минут, то к 4 месяцам это время можно увеличить до 15 минут.

Купать малыша нужно с использованием специальных детских средств, тщательно промывая все складочки и не забывая о безопасности ребенка. Голову ребенка следует обмывать водой каждый день, а вот использовать специальное мыло не чаще раза в неделю, иначе есть риск пересушить кожу головы.

После купания заверните ребенка в чистое сухое полотенце и тщательно промокните все складочки. Когда лишняя вода удалена с поверхности кожи, ребенка необходимо смазать специальным маслом для того, чтобы обеспечить ему комфорт и достаточное увлажнение кожи.

Ежедневная гигиена

Ежедневная гигиена

Изучая любую литературу про малышей, становится очевидно, что кроме купания детям требуются обязательные гигиенические процедуры. К ним относятся:

  • Уход за глазами: промывание кипяченой водой с использованием ватных тампонов, очищение от выделений.
  • Уход за носовыми ходами: очищение носа от слизи и выделений при помощи турунды.
  • Очищение ушей ватными палочками или дисками. У малышей следует проводить только очищение наружной ушной раковины, так как неосторожное движение может повредить барабанную перепонку.
  • Протирание лица ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде. Особое внимание нужно уделить лбу, щекам и области подбородка.

Все эти несложные процедуры помогут избежать кожных болезней и другого дискомфорта для малыша.

Гигиена для малышей-девочек

Для здоровья девочек им требуется ежедневный уход за половыми органами. Малышей девочек обязательно подмывать после каждой дефекации и перед сном во время вечернего купания. Слишком частое подмывание с использованием мыла может нарушить естественный баланс слизистой оболочки, уничтожая полезные бактерии в области половых органов и тем самым снижая защитные функции. Подмывание мылом или специальными влажными салфетками осуществляется только снаружи. Нельзя допускать попадания мыла или других моющих средств внутрь влагалища. В основном подмывать малышей девочек при помощи мыла стоит не чаще 3 раз в день или реже. В остальное время используйте проточную воду.

Гигиена для малышей-мальчиков

Интимная гигиена малышей мальчиков подразумевает уход за половым членом и мошонкой, который заключается в том, чтобы каждый день производить обмывание чистой проточной водой полового органа и мошонки при смене подгузника и вечернем купании. После этого паховые складки обрабатываются присыпкой или специальным кремом. Малышам мальчикам очень важно периодически принимать воздушные ванны, то есть проводить время без подгузника во избежание опрелостей.

Категорически не следует применять следующие приемы при уходе за половыми органами новорожденного мальчика:

  • Открывать головку члена, оттягивая крайнюю плоть. У младенцев есть естественный фимоз, то есть сращение крайней плоти с головкой. Со временем это пройдет самостоятельно.
  • Использовать мыло, которое может сильно раздражать чувствительную крайнюю плоть.
  • Капать детское масло под крайнюю плоть, залезать туда ватными палочками.

Кормление малышей

Кормление малышей

Естественное питание для малышей до года – это грудное молоко матери, вместе с которым в организм поступает полный набор питательных веществ. Однако со временем только лишь грудного молока становится недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности ребенка, и на этом моменте начинается прикорм – то есть приучение малыша к новой для него пище, подготовка его к переходу на взрослое питание.

Грудное вскармливание

Правильно организованное грудное вскармливание – это залог развития здорового малыша. Непосредственно после родов очень важно, чтобы малыш получил так называемое молозиво – это питание, которое лучше всего удовлетворит потребности новорожденного. Кроме того легкий слабительный эффект молозива обеспечивает успешную очистку кишечника от первородного кала под названием меконий.

В дальнейшем режим кормления постепенно налаживается, и именно поэтому важно кормить малыша не по расписанию, а по требованию – это поможет сформировать график, наиболее подходящий для этого конкретного ребенка. Наиболее актуальный период для грудного вскармливания – первые 6 месяцев жизни ребенка, после чего для обеспечения полноценного питания малышам требуется вводить прикорм. У специалистов нет единого мнения по поводу того, насколько долго необходимо продолжать грудное вскармливание, однако большинство мам прекращают его, когда малышу исполняется 1 год или 1,5 года. Однако некоторые мамы продолжают кормить грудью до 2-3 лет.

Как увеличить лактацию?

За время кормления практически каждая женщина сталкивается с проблемами в лактации. Большинство из них можно решить и продолжить кормить малыша молоком, не прибегая к введению смеси. В некоторых случаях проблема скорее надуманная, и в действительно с молоком у мамы все в порядке. В других случаях молока и правда становится меньше, и тогда требуется ряд мероприятий, чтобы увеличить его количество. Что делать, чтобы увеличить лактацию?

Консультант по грудному вскармливанию

Причин, по которым молока у мамы становится меньше, может быть огромное количество:

  • неправильное прикладывание малыша к груди,
  • стрессы,
  • лактационные кризы,
  • плохое питание.

Педиатр, который наблюдает, что происходит с малышом, к сожалению, не всегда может помочь в вопросах грудного вскармливания. Сегодня все большую популярность приобретают консультанты по грудному вскармливанию (ГВ). Такой специалист может приехать домой, на месте посмотреть, как проходит процесс кормления, осмотрит грудь на предмет застоя молока или наличия уплотнений, подскажет, что можно изменить, чтобы увеличить количества молока.

Частые прикладывания

Один из самых надежных способов увеличить лактацию – чаще прикладывать малыша к груди. В 80-90х годах было очень распространено мнение, что новорожденных нужно кормить по расписанию, а не по требованию. Каждые три часа и не чаще.

Но в первые месяцы лактация только устанавливается, и далеко не все молодые мамы могут похвастаться большим количество молока. Поэтому в первую очередь необходимо прикладывать малыша как можно чаще. К следующему кормлению молока будет в груди столько же, сколько съел малыш плюс еще небольшой запас. Организм женщины удивителен.

Частые сцеживания

Частые сцеживания

Хорошим вариантом для улучшения лактации являются частые сцеживания – не менее 6 раз за сутки. Сцеживаться можно при помощи молокоотсоса или вручную. Помните, что стрессовые ситуации замедляют приток молока и могут затруднить сцеживания, поэтому выбирайте спокойное время для того, чтобы провести процедуру.

Чаи для увеличения лактации

Сегодня в аптеках продается большое количество чаев и различных добавок, которые, если верить надписям на упаковках, крайне эффективны при лактационных кризах. В действительности, эффективность большинства этих средств не доказана. Многие из них содержат травы, которые способствуют увеличению количества молока. Но будьте осторожны при выборе таких средств.

Народные средства для увеличения лактации

Многие мамы, страдающие от нехватки грудного молока, используют проверенные народные способы, которые они узнают от своих мам и бабушек. В основном это различные рецепты витаминных напитков, которые можно приготовить в домашних условиях из лекарственных трав. К примеру, увеличить лактацию поможет напиток из семян тмина, 15 грамм которых заливают литром горячей воды, добавляют один очищенный от кожуры и нарезанный лимон, а также сто грамм сахара. Напиток проварить минут 10 на медленном огне, процедить, охладить и выпивать три раза в день. Но при выборе таких средств стоит проконсультироваться с педиатром.

  • Эфирное масло фенхеля

Еще в 2000 году практическими исследованиями было доказано, что употребление фенхеля при лактации повышает жирность молока и увеличивает его количество. Поэтому сегодня для повышения лактации часто используют эфирное масло фенхеля. Для его употребления возьмите стакан чистой воды, добавьте 5 капель масла и выпивайте один раз в день.

Консультанты по грудному вскармливанию также советуют смешивать 3-5 капель эфирного масла с одной чайной ложкой растительного масла и использовать это средства для натирания груди.

Также можно у каплю масля фенхеля втирать в сухофрукты (например, в курагу) и съедать ее.

Масло фенхеля не только обеспечит больше молока, но и может помочь избавиться от проблем пищеварения, газов и вздутий. Однако не стоит использовать это масло (или какое-либо другое) без консультации с педиатром, так как это может негативно сказаться на состоянии ребенка.

В любом случае, какое бы средство вы ни выбрали (даже одобренное врачом), обязательно следите за состоянием малыша (кожные покровы, стул, сон, общее состояние). При появлении тревожных симптомов, обратитесь к специалисту.

Проблемы с лактацией

Проблемы с лактацией

К полноценной лактации способны 97% женщин, однако у любой из них могут возникнуть временные трудности. За процесс выработки грудного молока отвечают гормоны окситоцин и пролактин. Пролактин вырабатывается в то время, когда ребенок прикладывается в груди и способствует образованию молока, а окситоцин отвечает за сокращение мышц вокруг молочных желез, за счет чего молоко буквально выдавливается и не происходит его застоя в протоках.

Когда у молодой мамы возникают проблемы с лактацией и недостаточно молока, это явление носит название гипогалактии. Она может быть первичной, то есть возникать непосредственно после родов, или вторичной, когда количество молока снижается через некоторое время. Причинами такого нарушения лактации может быть следующее:

Первичная гипогалактия: гормональные нарушения, послеродовые инфекции, снижение секреторной функции молочных желез, аномалии их развития, сложные роды.

Вторичная гипогалактия: маститы, трещины сосков, стрессы, неправильное питание матери, некоторые лекарственные препараты, нарушения режима кормления, низкая сосательная активность ребенка.

Большинство этих проблем можно решить с помощью определенных медикаментов, устранения первопричины заболевания, а также используя различные вспомогательные средства.

Когда стоит вводить смесь?

Проблемы с лактацией бывают у многих женщин. Поэтому если вам показалось, что пару дней молока меньше, чем раньше – это еще не повод вводить смесь. Дополнительное питание в виде смеси вводят, когда

  • проблемы с лактацией остаются на протяжении долгого времени,
  • ребенок становится беспокойным, плаксивым и раздражительным и есть основания предполагать, что он не наедается
  • малыш не прибавляет в весе или прибавляет мало.

Среди педиатров нет единого мнения на этот счет. Одни врачи советуют вводить смесь, если ребенок прибавил меньше 700-800 грамм в месяц (данные показатели относятся только к малышам до полугода). Другие педиатры рекомендуют более комплексный подход. Важно не только количество грамм, прибавленных в этом конкретном месяце, но и другие показатели:

  • Общая динамика развития (сколько малыш прибавлял в последние месяцы, как увеличивался объем головы и груди, как растет малыш). Есть детки, которые прибавляют по 300-500 грамм в месяц и при этом все показатели у них в норме.
  • Сон малыша. Если малышу не хватает молока, то он становится очень беспокойным, часто просыпается, плохо спит ночью. Если его сон в норме и соответствует возрасту, то, возможно, с молоком все в порядке.
  • Общее самочувствие и настроение. Если малыш веселый, активный и его развитие соответствует возрасту, то это тоже скорее положительный знак.

Но если малыш плохо спит, стал раздражительным, постоянно требует грудь, не прибавляет в весе, то стоит проконсультировать с педиатром. Эти признаки могут указывать на различные проблемы, в том числе на недостаток молока. В таком случае стоит ввести смесь, если малышу еще нет 4-5 месяцев, или прикорм, если он старше.

Прикорм

Прикорм

Несмотря на то, что грудное молоко матери обладает высокой питательной ценностью для малыша, рано или поздно ему требуется дополнительное питание. Поэтому необходимо постепенно приучать ребенка к новой пище путем введения прикорма. Чтобы не навредить здоровью ребенка и не принести дискомфорта ни ему, ни его родителям, необходимо следовать определенным рекомендациям по введению прикорма.

Введение прикорма

4-6 месяцев – возраст, когда в рацион малыша впервые вводят прикорм. Если он питается только смесью, то прикорм рекомендуется вводить с 4 месяцев. Если полностью на грудном вскармливании – с 6 месяцев. Таковы общие рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Однако в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. Педиатр, который наблюдает малыша, обязательно даст свои рекомендации.

Что использовать для прикорма?

Прикорм обычно начинают либо с овощных пюре, либо с безмолочных каш. Сейчас в магазинах продается достаточно большое количество готовой еды для малышей до года. На этикетках, как правило, написано, с какого возраста рекомендовано употребление того или иного продукта. Кормить малыша уже готовыми пюре, купленными в магазине или делать их самостоятельно, каждая мама решает для себя сама. Плюсы и минусы есть в обоих случаях.

Одним из безусловных плюсов готовой еды для малышей является экономия маминого времени. Уход за малышом требует большого количества сил и энергии, поэтому пюре или каша, купленная в магазине, может помочь.

Также существует мнение, что продукты для производства еды для малышей проходят тщательный контроль, в отличие от тех овощей и фруктов, которые попадают на прилавки магазинов или рынков. Производители еды поддерживают это мнение, однако его сложно проверить.

Чтобы ни было написано на упаковке, пюре может долго храниться только, если его подвергают специальной обработке. Поэтому большая часть витаминов и полезных веществ разрушается.

И еще один аргумент в пользу самостоятельно приготовленной еды: мало кто из взрослых сам каждый день питается консервированной едой, пусть и самого лучшего качества. Для себя и своих гостей мы готовим еду.

Как вводить прикорм

Прикорм начинают вводить с одной чайной ложки продукта, постепенно увеличивая количество до 100 граммов. В первый месяц используют монокомпонентные пюре, например, из брокколи или цветной капусты. Важно помнить, что при варке в воде овощи теряют большое количество полезных свойств, поэтому лучше готовить их на пару.

Вводить новые продукты стоит в первой половине дня. В случае, если этот опыт окажется неудачным, будет время успокоить животик малыша, и ночь он проспит хорошо.

Если введение однокомпонентного прикорма проходит хорошо, то можно совмещать несколько проверенных продуктов. Например, делать пюре из цветной капусты, картошки, морковки или картошки, морковки и обычной капусты.

Те же самые правила справедливы и для каш. Чаще всего одной из первых каш в жизни малыша до года становится овсянка. Ее варят или на воде, или молоко сильно разбавляют водой. Поскольку малыш еще не может жевать, овсянку размалывают блендером. Можно размолоть сами хлопья, а можно сварить кашу и тогда использовать блендер.

Введение каши начинают с одной чайной ложки и дальше увеличивают ее количество.

Уже через месяц после начала введения прикорма 1-2 кормления может быть полностью заменено на кашу или пюре.

Виды прикорма

Виды прикорма

Фруктовый и овощной прикорм

Фруктовые и овощные пюре – первый вид прикорма, который вводится в рацион ребенка. Если вы не используете готовые детские прикормы, а готовите самостоятельно, то учитывайте, что нельзя добавлять в прикорм соли, сахара или сухого молока. При подборе фруктов, овощей или пюре из них важно придерживаться следующих правил:

  • Детям, страдающим от запоров, не рекомендованы пюре из вишни, черники и черной смородины, так как они оказывают закрепляющий эффект. Таким малышам будет полезен прикорм из абрикосов, слив, моркови.
  • Клубника и цитрусовые с большой вероятностью могут оказаться аллергенами, не стоит давать их малышам до года
  • Пюре из винограда содержит слишком большое количество фруктового сахара, поэтому может принести дискомфорт малышу, вызывая процессы брожения в кишечнике.
  • Лучше использовать для прикорма следующие овощи: картофель, морковь, цветную капусту, кабачки, капусту, брокколи.
  • Не стоит заставлять малыша есть тот или иной продукт. Если он ему не нравится, замените на другой
  • Обязательно следите за реакцией малыша на прикорм. Отмените продукт, если н вызывает даже легкую аллергию или дискормфорт.
Каши

Каши в качестве прикорма вводятся в 6-7 месяцев. Их дают ребенку по утрам по одной столовой ложке, каждый день увеличивая количество на столовую ложку. В итоге молочное кормление полностью замещается кашами, объем которых требуется довести примерно до 120 грамм.

Для начала лучше ввести в рацион ребенка каши из риса, гречки и кукурузы, так как они не содержат глютена, продукты неполного расщепления которого негативно влияют на кишечник. Уже позже можно вводить овсянку и манную кашу.

Если вы покупаете готовые каши, то обратите внимание на маркировку на продукте. Как правило, на ней указан возраст, с которого малыша можно кормить тем или иным продуктом. Для детей с 4 месяцев разработаны специальные безмолочные каши. С 6 месяцев можно использовать специальные каши на молоке.

Творог

Творог вводится в рацион ребенка примерно в 8 месяцев путем добавления его к фруктовому пюре на полдник. Сначала в пюре добавляем половину чайной ложки, постепенно доводя его количество до столовой ложки. Учитывайте, что творог – продукт высокоаллергенный, так что необходимо посоветоваться с педиатром до его введения.

Мясной прикорм

В 7-8 месяцев в рацион малыша начинают вводить мясо. Это может быть свежеприготовленное мясное пюре или купленное в магазине. Если вы готовите мясное пюре дома, то несколько простых советов могут пригодиться:

  1. Для прикорма лучше использовать нежирные сорта мяса – телятину или индейку
  2. Как следует отварите мясо
  3. Готовое мясо залейте бульоном, в котором оно варилось, и используйте блендер, чтобы сделать мясное пюре
  4. Мясной бульон также можно использовать для приготовления супов для малыша или овощного пюре

В любом случае мясное пюре начинают давать с 1 чайной ложки и далее это количество увеличивают. Можно смешивать мясное и овощное пюре.

Питание годовалого ребенка

Питание годовалого ребенка

Когда малышу 1 год, в его рационе уже присутствует достаточно много разнообразных продуктов, и мама легко может проявить фантазию для того, чтобы предложить вкусное и разнообразное питание. Для завтрака самыми актуальными остаются каши, к которым можно добавить немного сливочного масла, а также фруктовое пюре и такие напитки, как чай, сок или фруктовый настой. Омлет – еще один вариант завтрака.

Обед чаще всего включает овощные супы. В качестве второго блюда можно предложить овощное пюре в сочетании с каким-либо мясным блюдом.

Полдник – самое время для блюд из творога в комбинации с соком или фруктовым пюре. Дополнить этот прием пищи можно печеньем, разработанным для детей. А вот на ужин можно предложить малышу какое-то блюдо из овощей и мяса или овощей и крупы плюс сок или фруктовое пюре.

Развивающие занятия и игры для малышей

Развивающие занятия и игры для малышей

0-3 месяца

В первые месяцы жизни ребенка нужно обеспечить новыми впечатлениями, и для этого как нельзя лучше подойдут яркие игрушки, которые лучше показывать малышу по одной – так его внимание не будет рассеиваться. В этом возрасте детей очень привлекают мобили, которые подвешивают над кроваткой или коляской. Эти подвесные конструкции качаются от дуновения ветерка и привлекают к себе внимание малыша своими интересными формами и яркой окраской.

Чтобы обеспечить малыша разнообразными тактильными ощущениями, давайте ему дотронуться до предметов с самой разной фактурой: мягкой, гладкой, шершавой, бархатной. Можно сшить целый коврик из разнообразных кусочков ткани – малыш с удовольствием будет знакомиться с ним.

4-6 месяцев

В этот период малыш становится гораздо активнее. Он начинает переворачиваться на живот, активно хватать все ручками и пытаться ползать. Его привлекают яркие объекты. Поэтому для развития малыша в 4-6 месяцев хорошо подойдут следующие средства:

  • Развивающие коврики.

Сегодня продается большое количество всевозможных вариантов таких ковриков. Некоторые имеют дуги сверху, на которые прикреплены игрушки. Малыш пытается тянутся за этими игрушками, что помогает ему развиваться. Есть коврики со встроенными музыкальными элементами. Малыш нажимает на детали коврика и играет мелодия.

  • Коврики-паззлы.

В 4-6 месяцев малыша все чаще кладут на пол. В том числе его можно выкладывать на специальные коврики-паззлы. Они яркие, поэтому привлекают внимание малышей.

  • Погремушки и музыкальные игрушки.

​Малыши до года проявляют большой интерес к музыкальным игрушкам. Их координации хватает, чтобы взять игрушки в руки, потрясти ими, а к 5-6 месяцам они в состоянии целенаправленно нажимать на некоторые кнопки, чтобы заиграла музыка или засветилась лампочка.

  • Сказки и потешки.

Пока малыш еще не говорит, но его мозг ежедневно развивается, формируя словарный запас. Поэтому очень важно, чтобы в этот период родители уделяли большое внимание общению с малышом. Комментируйте свои действия, когда вы одеваете или раздеваете малыша, когда купаете его или готовите ему. Многим детям нравятся сказки в стихотворной форме. Стихотворение имеет ритм, что привлекает малышей.

7-9 месяцев

7-9 месяцев

В этот период движения малыша уже гораздо более целеустремленные, поэтому в качестве развивающей игры ему можно смело предлагать различные пирамидки. Разумеется, необходимо демонстрировать ему, что с ними делать, ведь пока что все действия ребенок выполняет в рамках подражания взрослому человеку.

Становится все более актуальным развитие мелкой моторики, для чего можно использовать не только игрушки, но и любые предметы. Разные застежки на одежде, различные кухонные баночки, ложки, пиалы из пластика – для маленького исследователя подойдет все. Даже обычная поролоновая губка для мытья посуды способна надолго заинтересовать ребенка.

Попробуйте спрятать у него на глазах какую-то знакомую вещь, а потом попросите найти ее. Когда малыш станет с успехом справляться с этой задачей, усложните игру, пряча предмет в тот момент, когда ребенок отвернется. Вы можете прятаться и самостоятельно, но делайте так, чтобы поиски были довольно простыми для ребенка, иначе, не найдя вас, он может испугаться.

Для малышей развивающие игры в этот период должны быть направлены и на то, чтобы создать потребность ползания, так как это – важный этап в развитии. Чтобы стимулировать желание ползти, пробуйте класть на небольшом расстоянии от ребенка интересные игрушки или предметы.

10-12 месяцев

В 10 месяцев развивающие игрушки для малышей – это в первую очередь различные игрушки на колесиках, ведь он уже прекрасно знает, что их можно катать, а также музыкальные игрушки. Хорошо подойдет яркий мяч диаметром до 20 сантиметров, ведь благодаря играм с мячом ребенок сможет улучшать координацию, осваивать пространство и в целом стимулировать двигательную активность.

Кубики тоже должны занять свое место в корзине малыша, ведь с ними он может развивать свои творческие способности, обучаясь строить все более сложные конструкции.

Для развития слуха ребенка уже можно использовать не только разнообразные погремушки, но и музыкальные игрушки, а также различные предметы быта, которые продолжают оставаться предметом активного интереса.

Чтобы стимулировать физическое развитие ребенка, почаще играйте с ним в подвижные игры. К примеру, пускай он повторяет элементарные гимнастические упражнения – увидите, как быстро он их усвоит. Однако помните, что интеллектуальное развитие не менее важно, поэтому рассказывайте ребенку об объектах и явлениях окружающего мира, читайте ему книжки и рассказывайте сказки.

Малышу 1 год – позади уникальный период жизни. Высокий темп развития, необходимость адаптироваться к новым условиям совместного существования приносят много впечатлений и ребенку, и его родным. Но, какими бы сложными ни казались сложившиеся обстоятельства, знание определенных закономерностей и принципов развития ребенка окажет его родителям существенную помощь.

Комментарии 63 СвернутьРазвернуть
ava1
Гость
30.05.17 19:05

В школе ездили с экскурсоводом в  Москву запомнилось на всю жизнь , это прекрасное время экскурсий жаль фотоаппарата небыло эх жаль.

ava1
Гость
30.05.17 19:05

Пора отдыха, путешествий, познания окружающего мира - каникулы, не забываемое время нашего детства.

ava1
Гость
30.05.17 17:05

Хочу поблагодарить автора статьи за абсолютно разумные и полезные советы. Ура! Каникулы начались и время пошло.

ava1
Гость
30.05.17 17:05

Думаю, каждый найдет идею как провести каникулы. Всем хорошего отдыха.

ava1
30.05.17 16:05

Статья содержит много толковых советов по поводу того, что можно делать ребёнку на каникулах... А то ведь, действительно, часто начало каникул застаёт родителей, что называется, врасплох - и они начинают метаться, придумывая, чем бы занять своё чадо!  

ava1
Гость
30.05.17 16:05

О каникулах можно всегда говорить бесконечно, но если одним словом, то любые каникулы - это праздник.

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Очень полезные советы, думаю всем у кого имеются дети весьма познавательно будет узнать что-то новое и это поможет качественно провести время на отдыхе вмести с ними.

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Да, сколько же интересных и познавательных экскурсий. Просто море)

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Мой сын весь учебный год ждет каникулы! А последние недели он дни считал до начала летнего отдыха!

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Экскурсии  -  это  очень  интересный  ,  полезный  и  увлекательный  досуг  . С детства  ещё  очень  любил  ходить  в походы
и  сейчас  с   радостью  путешествую  вместе  с  семьёй  ! Статья  понравилась !

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Действительно, выбор места для отдыха, очень важно. Ведь отпуска ждешь целый год и хочется наконец, после трудовых будней, насладится прекрасными пейзажами и национальными кухнями. Тем более, если берешь в поездку детей. Отдых должен быть не только интересным, но и безопасным.

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Эх, прошли те школьные времена, когда я ждал каникулы с нетерпением.  Теперь жду отпуска ;)

ava1
30.05.17 16:05

Даа если бы все так проводили свои каникулы как в этой статье,было бы круто!)

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Очень хорошая и полезная статья - очень грамотно написано - буду советовать знакомым

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Мы путешествуем преимущественно на летних каникулах. Ездим на природу с палатками, посещаем новые города с экскурсиями, и просто выезжаем на речку. А в этом году собираемся активно провести еще зимние каникулы - выбираем лыжную базу)

ava1
Гость
30.05.17 16:05

Спасибо за хорошие советы для проведения каникул.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Все это прекрасно когда ребенок заинтересован познавать что-то новое. Допустим мой сын категорически не любит путешествовать, а только зациклен на компьютерных играх. И что мне делать я не знаю.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Когда приходит время каникул у детей, мы всегда стараемся провести их максимально активно: зимой ездим кататься на лыжах и на каток, летом ездим на море и в походы, у наших детей гораздо больше впечатлений от каникул, чем у их сверстников, которые проводят время дома.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Путешествовать всей семьей это просто прекрасно. Ведь в такие моменты ребенок чувствует себя просто прекрасно, есть возможность научить его справляться с разными трудностями.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

С детства всегда очень ждала каникулы. Сначала на каникулах отправлялась к бабушке в деревню, потом, когда повзрослела стала ездить на море, а сейчас вместо каникул жду отпуска, чтобы попутешествовать по Европе.

ava1
Гость
30.05.17 15:05

Интересная статья, очень объёмная, но много хороших советов я нашел - был рад почтитать!

ava1
Гость
29.05.17 18:05

Какая-то странная статья

ava1
Гость
28.05.17 18:05

я постоянно ссорюсь с дочерью,до скандалов, ей 13 лет, раньше такого не было, я устала

ava1
Гость
24.05.17 07:05

отличная статья про экскурсиии, мой ребенок постоянно ходит на такие мероприятия.

ava1
Гость
24.05.17 07:05

ребенку скоро в первый класс, прочитала статью ознакомилась, какие учебники для начальных классов и дальше.

ava1
24.05.17 00:05

Самое оплачиваемое в учении это хорошие учебники и литература но зато вложенный капитал вернетса через несколько лет образованием вашего ребенка, не жалейте денег на книги .

ava1
Гость
23.05.17 23:05

Чтобы не говорили, а путешествовать намного интереснее с гидом, хотя бы с человеком знающим историю развития региона путишествия.

ava1
Гость
23.05.17 23:05

Конечно учебник основной источник знаний молодого поколения. Какую мы получим молодежь напрямую зависит от составителей учебников, особенно в гуманитарной сфере.

ava1
Гость
23.05.17 22:05

Экскурсии - это отдых для активных людей. Как по мне, так лучше отдыхать на пляже, под зонтиком)

ava1
Гость
23.05.17 22:05

А пробовал кто то выучить предмет с помощью учебника без преподавателя? То то же.  Да учебник нужен, что бы подсмотреть или вспомнить какую то тему, но главную роль в изучении предмета играет учитель. Без него никак.

ava1
Annete (2)
23.05.17 22:05

Какой вид экскурсии выбрать - это зависит, в первую очередь, от возраста участников. Если впечатления после поездки будут хорошими, то желание ездить и посещать новые места не иссякнет.

ava1
Гость
23.05.17 22:05

Очень информативно описали то, на какие разделы подразделяется учебник и что в себя включает!

ava1
Annete (2)
23.05.17 22:05

Грамотно написанный учебник - половина успеха в усвоении материала. Данное правило проверено неоднократно.

ava1
Гость
23.05.17 21:05

Как детально описаны экскурсии, пригодилась данная заметка, увлекательно было узнать много нового по данной теме.

ava1
Гость
23.05.17 21:05

Какой все-таки это кропотливый труд - издание новых учебников.

ava1
Гость
23.05.17 19:05

Данный метод поможет наверняка более тщательно заинтересовать обучающегося и лучше запомнить изучаемое.

ava1
Гость
23.05.17 18:05

Лучшая экскурсия с рюкзачком по непроторенным дорожкам в горах. Главное в таком путешествии это команда единомышленников, на которых можно положиться в непростых ситуациях.

ava1
23.05.17 18:05

А вы знали, что целенаправленное обучение люди пытались организовать с древних времен. В шумерской цивилизации для обучения использовались специальные дощечки, выполненные из глины. Первым учебником в современном понимании принято считать древнеегипетскую книгу Кемит (т.е. «итог или законченное»). Она служила учебником для письма и представляла собой сборник терминов и выражений, необходимых для составления писем.

ava1
Гость
23.05.17 18:05

Очень интересная статья, много чего интересного можно узнать. Из книги можно узнать много чего, а сейчас в планшете все книги.

ava1
23.05.17 18:05

Я тоже очень люблю путешествовать! Мне нравятся поездки с экскурсоводом, люблю слушать интересные рассказы о достопримечательностях той или иной страны!

ava1
Гость
23.05.17 17:05

Экскурсии бесспорно полезны, информация поможет выбрать и посетить новые интересные места в выходные и во время путешествий.

ava1
Гость
23.05.17 17:05

Хорошая статья,  описаны все виды учебников при чем очень полно! Кое-что узнал нового для себя - спасибо авторам!

ava1
Гость
23.05.17 17:05

Настолько детальное описание того, что представляют собой экскурсии и какие они бывают! Здесь подыскала и идею, как провести интересную и оригинальную экскурсию со своим классом.

ava1
23.05.17 17:05

На экскурсии ходить нужно не только детям, но и взрослым!

ava1
23.05.17 17:05

Действительно очень хорошо все описали, спасибо! Статья очень полезная оказалась!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Мы когда в школе учились, нам учебники всегда от старшеклассников доставались.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Толковое описание того, что из себя представляет учебник, как он составляется, из чего состоит, подыскивала для работы данную информацию, благодарна за толковую заметку.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Много полезной информации для себя почерпнула. Современные учебники,особенно для первоклашек, имеют большое количество иллюстраций. Они помогают плавно влиться детям в учебный процесс. Но без грамотного педагога и "думающей головы учащегося" любой  учебник бессилен.)

ava1
Гость
23.05.17 16:05

обожаю экскурсии, не понимаю, как можно без них прожить!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Сейчас дети все из интернета берут. Я помню как в детстве таскали полный рюкзак учебников, тяжелый такой) Некоторые из них уже совсем ветхие были) Оборачивали их в обложки, сверху бывало наклейки с героями мультов клеили, аккуратно, именно на обложку, чтоб учебник не испортить. Понимали уже тогда, что новые времена грядут.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Прям как будто сама в путешествии побывала. Жду с нетерпением отпуска. Статья отличная, очень развернутая и  познавательная, плюс ко всему ещё и фото качественные. Действительно погружаешься в атмосферу путешественника.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

без учебника не будет никакого процесса в школе, поэтому его так тщательно проверяют и делают

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Какие оказывается разнообразные и интересные экскурсии есть, я даже не знала о некоторых из них. Особенно понравились гастрономические, хотелось бы и самой в такой побывать!)

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Какие оказывается разнообразные и интересные экскурсии есть, я даже не знала о некоторых из них. Особенно понравились гастрономические, хотелось бы и самой в такой побывать!)

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Добрый день я думаю что статья про экскурсии очень познавательна и полезна для всех жителей планеты.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

я люблю экскурсии, была почти на всех видах, а вот на производственной еще не была.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

даже не представляла сколько работы методической происходит, пока учебник не попадет на стол к школьнику!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Обожаю экскурсии, жаль давно нигде не была. Хотелось бы совершить экскурсию по святым местам как-нибудь. Очень полезно для души. Домой возвращаешься обновленным. Пока была только в Святогорском Монастыре и в Киселевой балке.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

У меня жизнь проходит в экскурсиях. очень люблю позвать все новое.

ava1
Гость
23.05.17 16:05

В детстве я обожал экскурсии - это всегда как маленькое путешествие! Очень развернутая статья был рад ознакомиться - спасибо авторам!

ava1
Гость
23.05.17 16:05

Не особо понял зачем статья про экскурсии на портале о медицине и здоровье. Ну да ладно, может какая то профилактика стрессов или ещё что то типа того.

ava1
Гость
23.05.17 15:05

Я думаю практически для всех хоть детей хоть взрослых экскурсии очень важны для познания человеком мира.

ava1
Гость
23.04.17 20:04

особенно я поверил про высокие моральные качества и тщательный отбор воспитателей ----- полнейшая ЧУШЬ на 20 т рублей как будто огромная очередь соискателей

ava1
Гость
+ =