Группа американских ученых пришла к выводу, что в психике маленьких детей заложено умение мстить, но нет умения быть благодарными.
В экспериментах участвовали 330 детей в возрасте от 4 до 8 лет. В каждом из испытаний ребёнка приглашали поиграть в компьютерную игру с четырьмя игроками, аватары которых контролировали исследователи. На первом этапе игры каждый из четверки получал стикер, а ребёнок – нет. Игроки имели возможность подарить свой стикер ребёнку. Если это происходило, ребёнок, получивший стикер, мог передарить его любому игроку по своему выбору. На втором этапе каждый из четырех игроков мог украсть полученный стикер у ребёнка, после чего ребёнок получал возможность забрать стикер у любого из игроков.
Оказалось, что дети мстительны: они с готовностью воровали стикеры у игроков, которые прежде забирали наклейки у них самих. Однако, когда потом детей попросили подарить свою наклейку любому из игроков – они не вернули ее тому, кто дарил им стикер. Игроки-благотворители не получили никакого преимущества – дети не дарили стикеры из чувства благодарности.
Опрос после игры показал, что маленькие участники эксперимента прекрасно помнили, кто подарил им наклейку, а кто украл ее. Они искренне считали, что воров надо наказать, но совершенно не чувствовали себя обязанными отплатить за добро.
Различные варианты эксперимента не изменили полученные результаты: дети по-прежнему мстили тем, кто их «обидел», и не испытывали потребности благодарить тех, кто им помог.
По словам ученых, такое поведение запрограммировано в детской психике, это защитная реакция от возможной виктимизации. Способность к мщению позволяет ребёнку постоять за себя – и это важное эволюционное приобретение. Кроме того, ранее проведенные исследования показали, что маленькие дети изначально ожидают доброжелательного отношения к себе, а негативные действия воспринимают более остро.
Ученые считают, что родителям, обеспокоенным поведением своих «неблагодарных» малышей, не стоит волноваться. Чувство благодарности приходит с годами, и его можно развивать. На последнем этапе эксперимента исследователи рассказывали детям простую историю про благодарность, в которой участвовали их сверстники. После этого дети с большей вероятностью отдавали свой стикер игрокам-благотворителям, и чем старше был ребёнок, тем скорее он это делал.