Британские ученые из Cardiff University обнаружили, что подростки с меньшей вероятностью сделают то, что им говорят, если матери попросят их об этом приказным, «контролирующим» тоном.
В исследовании участвовали 486 мальчиков и 514 девочек в возрасте от 14 до 15 лет. Подростков разделили на две группы, каждая из которых получила 30 сообщений: от «пора в школу» до «прочти вечером эту книгу» и «у тебя все получится». Каждое из сообщений озвучивалось в трех вариантах: в приказном тоне, в нейтральном и в обнадеживающем. После чего подростков спрашивали, как бы он себя чувствовал, если бы так с ним разговаривала его собственная мать.
Оказалось, что приказной («контролирующий») тон дети считают «нежелательным», даже если речь идет о мотивационном заявлении вида «у тебя все получится». Положительную реакцию по сравнению с нейтральными интонациями вызвали заявления, произнесенные обнадеживающим (ободряющим) тоном.
В ходе дальнейшего опроса исследователи выяснили, что обнадеживающие интонации создают у подростка ощущение самостоятельного выбора, даже если распоряжение поступает извне. И, наоборот, контролирующие интонации лишают их этого чувства и вызывают нежелание что-либо делать.
В этом возрасте, как объясняют ученые, подростки стремятся быть самостоятельными и поступать по собственному выбору, поэтому любые проявления контроля за их поведением они воспринимают негативно.
Полученные данные также наглядно демонстрируют, насколько мощным инструментом является наш голос и выбор правильного тона для общения.