Психологи из Питтсбургского университета в штате Пенсильвания пришли к выводу, что чем больше времени человек проводит в соцсетях, тем более изолированным от общества он себя ощущает.
В анкетировании приняли участие 1787 американцев в возрасте от 19 до 32 лет. В список социальных медиаплатформ, которыми заинтересовались ученые, вошли: Facebook, YouTube, Twitter, Instagram, Snapchat, Reddit, Pinterest и LinkedIn. В ходе анкетирования использовались тесты для оценки физического, психического и социального благополучия людей разных возрастов.
Анализ собранных данных показал, что люди, которые проводили в социальных медиа более 2 часов в сутки, в 2 раза чаще испытывали чувство социальной изоляции по сравнению с теми, кто тратил на соцсети и иные подобные ресурсы не более получаса в день. А те, кто заходил на перечисленные медиаплатформы 58 и более раз в неделю, страдали от ощущения оторванности от общества в 3 раза чаще, чем пользователи данных ресурсов, которые интересовались ими не более 9 раз в неделю.
Результаты исследования психологии завсегдатаев соцсетей несколько удивили ученых. Бытует точка зрения, что активное общение в них вполне способно заменить общение в реальности. Однако получается, что социальные медиаплатформы не уменьшают ощущение изоляции от общества, а напротив, увеличивают его, причем довольно существенно. Одним из объяснений является то, что общение людей «оффлайн», лицом к лицу, более аутентично, чем контакты в соцсетях. Согласно другой версии, демонстрация активной общественной жизни друзей на фото может обострять ощущение социальной изоляции у того, кто в этих общественных мероприятиях не участвовал. Наконец, есть предположение, что социальные медиа с их идеализированными пользователями вызывают у обычного человека чувство ревности к их «отфотошопленной и отредактированной» жизни.
«Мы даже не знаем, что появилось раньше: соцсети или чувство социальной изоляции, связанное с ними, — комментирует один из ведущих авторов исследования Элизабет Миллер (Elizabeth Miller). — Возможно, что основную массу пользователей соцсетей составляют люди, ощущающие себя социально изолированными. А может быть, это широкое распространение соцсетей вызывает сейчас у людей чувство оторванности от общества».