Ученые из University of Maryland School of Medicine пришли к выводу, что дошкольники из бедных семей, но живущие в благоприятной домашней среде, имеют значительно более высокие показатели IQ в подростковом возрасте по сравнению с детьми, воспитанию которых уделялось мало времени.
В ходе исследования были проанализированы данные длительных (с момента рождения и до подросткового возраста) наблюдений за более чем 1,6 тысячи детей из Бразилии и Южной Африки. Ученых интересовало, как негативные факторы, воздействующие на детей с рождения (нищета, низкая масса тела при рождении и др.), влияют на их потенциал к обучению.
Было показано, что дети, в раннем возрасте столкнувшиеся с подобными негативными факторами, имеют в среднем более низкий IQ, трудности с социальной и психологической адаптацией и слабое физическое развитие.
Однако также обнаружилось, что домашнее воспитание в значительной степени нивелирует пагубное влияние данных факторов и позволяет детям полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал. Подростки, чьим воспитанием занимались взрослые, имели в среднем IQ на 6 баллов выше, чем дети, растущие сами по себе.
Ученые приходят к выводу, что благоприятная среда, в которой уделяется внимание воспитанию ребёнка, вне зависимости от доходов семьи, способна дать когнитивные преимущества, которые сохранятся и в подростковом возрасте.