20.08.2019 1380

«Мальчик для битья» и другие методы воспитания королей

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Подходы к воспитанию детей на протяжении истории человеческого общества неоднократно менялись. Существовали и естественные различия в воспитании ребенка в семьях, принадлежащих к разным социальным слоям.

Были ли велики эти различия? Чем отличались методы воспитания наследников престола от детей мелких дворян, торгового сословия или крестьян в разных странах, в разные эпохи? MedAboutMe предлагает заглянуть в детские комнаты и узнать несколько интересных фактов.

Дети: цветы жизни или расходный материал?

Дети: цветы жизни или расходный материал?

На протяжении большей части человеческой истории отношение к детям было, мягко говоря, суровое. Нет, разумеется, материнский инстинкт у наших предков никто не отменял, но его проявление было порой слабым или странным (на наш современный взгляд).

Долгое время выживание ребенка было его проблемой. Мать его кормила грудью и по мере возможности защищала от холода. Выжившие, как только овладевали искусством ходьбы, немедленно привлекались к труду на благо семьи и общины. В некоторых культурах несколько первых лет малышу даже имя не давали — зачем, если неясно еще, выживет ли малец. Имя дети могли получить только в процессе инициации — перехода в категорию взрослых людей.

И при этом дети вождя, хотя и получали порой больше пищи или тепла, особенно ничем не отличались от остальных.

Но вот цивилизация достигла более или менее приличного уровня. Люди стали жить в городах, образовались государства и сословия, над всеми воцарились монархи и высшая знать. Стали ли дети счастливее, стала ли их жизнь более безопасной, сытой, уютной? Отнюдь.

Дело в том, что очень долгое время ребенок считался чем-то вроде «личинки» взрослого человека, но не человеком, не личностью. Дети полностью принадлежали своим родителям и могли быть биты, лишены пищи, отданы в чужой дом или взяты за долги или провинность. Детей продавали, а порой и приносили в жертву. Они служили разменной монетой в политических играх, заложниками, предметом торга при заключении династических браков.

Это только в сказках принцы и принцессы лакомятся пирожным и конфетами, спят на шелковых подушках под красивыми балдахинами и носят хорошенькие бархатные костюмчики и алые башмачки. На самом деле дети королей и императоров жили в весьма спартанских условиях и вовсе не были избавлены ни от строгости воспитателей, ни даже от физических наказаний.

Ллойд ДеМаус, психолог, основатель психоистории
Ллойд ДеМаус, психолог, основатель психоистории

То, как люди относились к своим детям, определяло на каждом этапе особенности и направление развития цивилизации в целом. Я выделяю 6 моделей поведения, каждый из которых доминировал на одном из отрезков истории.

  • Примерно до IV века нашей эры господствовал инфантицид: детей массово убивали, приносили в жертву и проявляли по отношению к ним любое насилие, не видя в этом ничего неправильного или плохого.
  • В IV — XIII веках инфантицидную модель вытеснила менее жестокая отстраненность. Детей убивать почти перестали, но родители не считали нужным и правильным воспитывать отпрысков самостоятельно, даря им любовь и ласку. Потомков отдавали кормилицам, родственникам или другим третьим лицам. Наказания приветствуются.
  • Медленное движение к отказу от жестоких физических наказаний начинается в XIV — XVII веках, но потребностями ребенка по-прежнему никто особенно не озабочен.
  • Только в XVIII веке взрослые начинают пытаться понять детей и их потребности, но принуждение и жесткость в воспитании ребенка остаются основными методами.
  • XIX век и первая половина XX века становятся поворотным периодом: развивается педагогическая наука и образование.
  • Примерно в середине ХХ века модель отношения к воспитанию становится помогающей, учитывающей индивидуальность и характер ребенка. Большая часть жителей «цивилизованного мира» начинает отказываться от физических наказаний и принимает идею равноправия взрослого и ребенка.

Детские психологические травмы не могут не оказывать влияния на поведение взрослого человека, даже если это влияние не проявляется открыто и не бросается в глаза. Таким образом, развитие цивилизации связано с тем, какой опыт ребенок получает в детстве, какими факторами формируется его характер и какие модели поведения он усваивает в раннем возрасте.​

Правила воспитания детей королевских фамилий в Европе

Разумеется, дети короля были ценностью и их берегли. Одному из них предстояло стать наследником престола, остальных можно было использовать для политических браков. Поэтому об их здоровье и воспитании заботились. Но забота эта была порой своеобразной.

Считалось, например, что кормить ребенка надо скудно, почти без мяса и сладостей. И обнимать пореже, чтобы не воспитывать в царственном отпрыске излишней эмоциональности.

Долгое время малышей вообще отдавали в дом одного из знатных родственников, где его растила кормилица, нянька и воспитатели. Королев, самостоятельно кормивших грудью своих детей, можно было бы пересчитать по пальцам. И традиция эта сохранялась еще совсем недавно.

Например, мать ныне царствующей в Великобритании королевы Елизаветы, полагала, что кормление грудью оглупляет женщину. Но это не помешало Елизавете изменить традициям и выкормить всех своих детей без всяких кормилиц. Ее невестка, принцесса Диана, также кормила детей сама и была с ними нежна и ласкова.​

Почти во всех королевских домах Европы детей не баловали. Их рано поднимали, не давая нежиться в постели. Да и не понежиться было в тех кроватках: как правило, они были довольно жесткими и особенным удобством не отличались. Тепла в спальнях также не было: в сырой и прохладной Британии считалось вполне достаточным, если зимой в спальнях королевских детей температура воздуха достигает 17°С. Для умывания и душа также предлагалась холодная вода.

До сих пор юные британские принцы в любое время года ходят исключительно в коротких штанишках, и только в самые холодные зимние дни им разрешается надевать длинные шерстяные гольфы.

Детям не делается поблажек в учебе и физическом воспитании. Напротив: принцам нередко приходилось изучать гораздо больше дисциплин, чем детям дворян и других сословий. Потому что тот, кому доверено будет управление страной, должен знать и уметь больше всех прочих. Положение обязывает.

Относилось это не только к мальчикам, но и к девочкам, которым предстояло если не управлять своим народом, то поехать в другую страну в качестве супруги короля и стать потом матерью наследников.

Так что одним из принципов воспитания монархов была суровость и спартанские условия жизни.

Использованные источники