2 апреля – день, посвященный проблеме аутизма

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В 2007 году Организация Объединенных Наций выделила специальный день, посвященный людям с аутизмом, подчеркнув важность привлечения общественного внимания к проблеме. Сегодня мы расскажем последние новости медицинской науки, подскажем, где посетить семинары с участием международных экспертов и получить необходимые ответы на волнующие вопросы, а также предложим эффективные методы реабилитации детей-аутистов. И, конечно, послушаем мнение компетентных специалистов о возможных трудностях, окружающих проблему расстройств аутичного спектра.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Причины аутизма могут скрываться еще на этапе беременности

Причины развития расстройств аутичного спектра до сих пор точно не ясны. Но в исследованиях последних лет в области биохимии головного мозга утверждается, что особую роль в формировании когнитивных способностей, а также трудностей в общении, играет витамин Д (холекальциферол), называемый также в научных кругах «гормоном». Ученые новозеландской детской клиники выявили связь между серотонином, оказывающим влияние на социальное поведение и витамином Д. При недостаточном уровне последнего, количество серотонина также уменьшается, что сказывается на модели общения человека. Американские ученые выявили недостаточное количество витамина Д в крови у большинства жителей Соединенных Штатов. Ученые отмечают, падение уровня витамина совпадает по времени с увеличением количества случаев аутизма.

Доктор перинатального центра имени В.А. Алмазова (Санкт-Петербург) Елена Леонидовна Хазова занимается изучением вопросов, связанных с недостатком холекальциферола. Она утверждает, что истоки развития нарушений здоровья человека можно искать еще на этапе беременности. Поскольку система «мать-плод» функционирует как единое целое, дефицит необходимых веществ у матери может отразиться на развитии плода. Как известно, «витамин» Д образуется при воздействии солнечных лучей, а их количества большую часть года явно недостаточно. В некоторых случаях рекомендуется профилактический прием данного вещества в фиксированной дозировке, особенно в третьем триместре беременности. В любом случае, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

shutterstock_363946421.jpg

Доступность информации о вопросах, окружающих аутичных детей

Необходимо помнить, что дети (да и повзрослевшие) аутисты по интеллектуальным и творческим способностям могут быть чрезвычайно развиты. Другое дело, вследствие затруднения контакта с ними это можно не сразу заметить. Но при обеспечении необходимых условий и определенной доле понимания и принятия ситуации, вам может открыться богатый внутренний мир такого ребёнка.

Не последнюю роль в адаптации ребёнка и формировании здоровой атмосферы в семье является информационное просвещение. Существуют многочисленные сайты, призванные помочь разобраться родителю с правовыми аспектами, где семьи могут пообщаться и обсудить насущные вопросы, а также задать вопрос специалисту – педагогу, юристу, врачу.

В Москве существуют специализированные центры, куда могут обратиться родители с детьми от 1,5 лет, поучаствовать в образовательных семинарах. Например, со 2 апреля 2016 года в подобном Центре «Наш солнечный мир» стартует проект, в котором еженедельно по субботам будут участвовать международные эксперты и ответят на все актуальные вопросы, касающиеся особенных деток. Получить опыт можно очно, посетив мероприятие (для чего следует предварительно свериться с расписанием на сайте), или, если вы проживаете не в Москве, – через интернет, следя за онлайн-трансляцией вебинара.

shutterstock_313342838.jpg

Новинки из области реабилитации

Хорошими результатами зарекомендовала себя программа «Лыжи мечты». Многочисленные отзывы родителей подтверждают эффективность тренировок на горных лыжах. Программа запущена на 17 курортах России, и в ней участвуют около 100 специально обученных инструкторов, а также помощников-волонтеров.

Что немаловажно, об успешности программы говорит и главный детский невролог Москвы, специалист по детской реабилитации министерства здравоохранения, Татьяна Тимофеевна Батышева. Она возглавляет центр психоневрологии, где активно ведутся исследования научного обоснования положительных результатов.

Идея поставить на горные лыжи людей с особенностями развития пришла из Соединенных Штатов, где к катанию на горных лыжах приучают практически всех пациентов: с детским церебральным параличом, имеющих ограничения движения (и протезные устройства), детей с аутизмом и даже детей-«бабочек» с буллезным эпидермолизом (редкая, орфанная болезнь).

Конечно, вопросы реабилитации следует обсуждать в индивидуальном порядке с врачом-психиатром, ведущим историю болезни ребёнка.

усик.jpgКомментарии экспертов

Усик Мария Андреевна, психолог психологического центра «Индивидуализация», г. Санкт-Петербург

Аутизм в России является большой проблемой и окутан предрассудками и мифами. Сложности начинаются с определения и классификации. Нет ни одной однозначной причины возникновения аутизма. Много вопросов есть относительно терапии и реабилитации. Иногда психиатры низкой квалификации ставят детям с расстройством аутистического спектра диагноз «гиперактивность» или «задержка эмоционального развития». Также определенной проблемой в российской психиатрии является назначение медикаментозного лечения, и замена на диагноз «шизофрения» после 18 лет.

Раннее выявление заболевания дает возможность скорее начать поведенческую терапию с большими успехами и результатами. Хорошо, что сейчас начинают появляться альтернативные системы поддержки, некоммерческие благотворительные организации, происходит популяризация темы аутизма, благодаря чему родители особенных детей и взрослые с неустановленным диагнозом находят поддержку и помощь.

Сергей Ланг, психолог, специалист в области семейных отношений, детской психологии.jpgСергей Ланг, психолог, специалист в области семейных отношений и детской психологии

Ежегодно 2 апреля под эгидой ООН проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Традиционно к этому дню проводятся различные мероприятия, которые призваны обратить внимание общественности к данной теме. Я поддерживаю инициативу ООН и считаю, что говорить о проблеме аутизма нужно как можно чаще.

В обществе полно стереотипов. На самом деле, дети с этим заболеванием нуждаются не только в лечении, но и в повышенном внимании со стороны каждого взрослого человека. Многие из этих социально неадаптированных детей очень талантливы в совершенно различных областях. Ученые пока не нашли способов полностью излечивать пациентов от аутизма. Но есть множество примеров того, как при квалифицированной помощи и поддержке родителей, врачей, неравнодушных людей можно добиться того, что у ребёнка появятся навыки социального взаимодействия, общения и оказания себе минимальной помощи. Некоторым детям удается достичь успеха, и они при достижении совершеннолетия становятся относительно самостоятельными. Таких примеров немного, но они есть, и это путь к успеху в решении данного вопроса.

Самым важным в вопросе лечения остается, как и прежде, ранняя диагностика заболевания. Я призываю родителей быть более внимательными к поведению своих малышей: задержка в речевом развитии, нежелание общаться, боязнь телесного контакта, стремление к порядку и наличие одних и тех же повторяющихся действий должны настораживать и стать поводом показать ребёнка специалисту. Ведь выявление заболевания на ранней стадии, до двух лет, поможет внести в поведение ребёнка изменения, помочь ему справиться с некоторыми трудностями.

Хочется отметить, что в последние годы возникло целое движение, своеобразная культура аутичных людей, представители которого позиционируют аутизм не как болезнь, а скорее как альтернативное состояние поведения и мышления. И я полностью согласен с этим движением: аутисты не больные люди, с которыми нельзя общаться, которых следует избегать. Это другие по своему мировосприятию и мироощущению люди, им просто нужна помощь и заботливое отношение со стороны всего общества.

Юлия Жихарева, психолог детской клиники МЕДСИ на ПироговскойЮлия Жихарева, психолог детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Ранний детский аутизм — это нарушение коммуникативной способности ребёнка при сохранном интеллекте. В раннем возрасте это часто проявляется в виде задержек речевого и/или психического развития в сочетании с разными «странными привычками» — стереотипизацией поведения (раскачивание, лизание, кручение и т. п.). Появляются так называемые болезненные ритуалы, приверженность к определенной последовательности действий, неизменному порядку, определенным вещам в окружении ребёнка. Нарушения социального взаимодействия при раннем аутизме становятся наиболее заметны в возрасте 5 лет и характеризуются отсутствием у ребёнка способности строить прямые коммуникации с собеседником, смотреть ему в глаза, участвовать в совместных играх со сверстниками, отсутствием социальных привязанностей.

В дошкольном возрасте дети с аутизмом могут неожиданно заговорить целыми предложениями, резко, быстро научиться читать и/или считать. Выполнение инструкций, заданий, просьб взрослого часто игнорируются, ребёнок следует только собственным побуждениям, которые часто носят «ритуальный» характер, характерна приверженность однообразным действиям. Неожиданно у детей с ранним детским аутизмом могут выявляться сверхспособности в некоторых областях деятельности или знаний (память, математика и т. д.).

Среди причин возникновения заболевания выделяют генетические нарушения; есть тератогенная теория, согласно которой аутизм связан с экзогенными факторами, неблагоприятным влиянием внешней среды на организм женщины в первом триместре беременности (стресс, алкоголь, никотин, лекарственные вещества и т. д.). Есть и другие альтернативные теории, которые в настоящее время вызывают немало споров.

Основная задача в реабилитации и коррекции детей с аутизмом: не дать им полностью уйти в «свой мир», постепенно адаптировать их, развивать коммуникативные и социальные навыки, найти им то место для деятельности, где они смогут продуктивно и максимально комфортно работать в «своём» темпе, ритме, графике.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 02.04.2016 17:27, обновлено 12.07.2022 00:38
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Неврология. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт 2014
Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Читайте также

Проблемы развития ребенка: нарушения у детей в возрасте 4-6 лет

Увы, иногда родители могут не придать значение тревожным признакам, свидетельствующим о наличие психических проблем у ребенка. Как понять, когда следует обратиться к врачу? О симптомах, которые должны насторожить родителей, и нарушениях в развитие детей 4-6 лет вы узнаете из статьи детского психиатра, к.м.н., врача высшей категории психотерапевтического центра «Гранат» Татьяны Куприяновой.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
От чего зависят особенности развития? В чем проявляются? Как помочь ребенку научиться говорить?
Особенности детей с задержкой психического развития
Как помочь ребенку в ЗПР? Какими могут быть виды задержки развития?
Нарушение речевого развития у детей
Как проявляется нарушение речевого развития у детей? Почему речевые навыки формируются с опозданием? Давайте вместе разберемся в этих вопросах.
Особенности развития детей с нарушением зрения
Полноценное развитие ребенка с нарушением зрения требует особого психологического подхода к воспитанию и формированию его личности
Синдром Аспергера — как понять
Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в коммуникации, им очень тяжело налаживать социальные контакты. Но почему это происходит?