20.03.2016 Обновлено: 17.04.2020 2788

Что нужно знать о трудностях с общением у детей

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Не так часто рождаются харизматичные дети, с раннего возраста проявляющие способность найти общий язык с кем угодно. Большинству малышей необходимо пройти определенный путь социализации и приобретения навыков взаимодействия со сверстниками. Как помочь развить «социальный» талант и поддержать его, если он боится контактировать с ребятами?

Трудности с общением могут проявляться у ребенка разных лет. Рассмотрим поведение ребенка до двух лет, «садиковского» возраста, а также основные причины трудностей общения в более старшей возрастной категории.

Малыши двух-трех лет

Дети от года до двух лет еще не заинтересованы в совместных играх. Малыш научился ходить и мама спешит отвести его на детскую площадку. Но основным занятием в этом возрасте станет изучение качелей, лесенок, горок и песочниц, — индивидуальное освоение новых предметов. Про этот возраст говорят: «Дети играют не вместе, но рядом». И вполне достаточно, чтобы ребенок играл самостоятельно, но на одной территории с другими детками.

Про маленькие конфликты и ощущение безопасности

Порой на детской площадке одновременно играют ребята разной возрастной категории и периодически могут возникать мелкие конфликтные ситуации (например, кого-то толкнули или посыпали песком). Поскольку малыши до двух лет особенно уязвимы по отношению к нападкам старших детей, для мамы очень важно быть рядом и защитить интересы малыша. Мама обеспечивает зону безопасности, если потребуется ваша помощь, немедленно окажите ее. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку.

Для детей от двух лет, кстати, справедливо другое правило, когда родителю до последнего не стоит вмешиваться и предоставить право самим разобраться в ситуации, ограничиваясь устными напоминаниями.

Ребенок и игрушки

Для детей до трех лет свои игрушки являются продолжением собственного мира, поэтому они не склонны ими делиться. В этом возрасте уговоры «дать поиграть куклой той девочке» не вполне понятны. Можно сказать, у ребенка есть право на свою игрушку и он никому ее не должен. До определенного возраста такое поведение является нормальным. Если вы видите, что у вашего ребенка отнимают игрушку, а он сопротивляется, стоит вмешаться и защитить его интересы. Так не сформируется недоверчивое отношение к окружающим.

Как же научиться делиться и одновременно общаться?

Психолог Лариса Суркова рассказывает, как на личном примере необходимо закладывать сценарий социально одобренного поведения. Показать, как можно меняться и при этом весело играть, можно, если принести на площадку упаковку мыльных пузырей или мелков и раздать желающим деткам. С разрешения матери другого ребенка можно предложить ему печеньку или конфетку.

После достижения трехлетнего возраста у ребенка потихоньку накапливается определенный опыт и формируется умение общаться со сверстниками.

shutterstock_196663103.jpg

Если трехлетний малыш не идет в детский сад, будет ли это способствовать затруднению общения с другими детьми?

Психологи полагают, если грамотно строить домашнее воспитание ребенка, особого значения для формирования навыков общения это не окажет. И в детском саду встречаются детки, застенчиво пережидающие в сторонке. Само по себе нахождение среди множества детей не решает проблему. 

Предупреждение проблем с общением у дошкольника

Следует начать налаживание отношений в комфортной для малыша ситуации — например, позвать одного-двух детей в гости. На «своей» территории ребенок ощущает себя спокойнее и свободнее. Дальше можно оставить детей, чтобы они поиграли самостоятельно. Следующим шагом адаптации будет поход с этими же знакомыми детьми на игровую площадку во дворе.

Если вы видите, что на детской площадке трех-четырехлетний малыш сторонится малышей и отчаянно стесняется, подойдите, заведите какую-нибудь игру с вашим ребенком и привлеките к ней еще двух-трех детишек. И вот уже ваш ребенок участвует в игре с другими!

Стоит отметить психологическую тонкость

Когда мама или папа иногда играют со сверстниками ребенка, берут их в культурный поход, в лес или за город, у дочери или сына появляется определенный статус в компании и с ним общаются охотнее.

И подросший ребенок может побаиваться общаться с детьми

Крайне важно, чтобы родственники не давили на него, не подначивали без конца: «Иди-иди, познакомься, поиграй вон с той девочкой!». Задача родителей застенчивого малыша в освоении и расширении своего личного пространства. Поддерживайте своего малыша — придет время, и он обязательно вольется в детский коллектив.