Существует множество тестов на определение уровня интеллекта IQ, но результаты их трудно назвать точными. При этом есть 8 неочевидных признаков высокого интеллекта.
Гибкое распределение внимания
По мнению учёных, опубликовавших данные своего исследования в журнале Neuropsychologia, люди с высоким, подвижным интеллектом умеют грамотно распределять своё внимание в зависимости от типа и сложности задачи. То есть человек с высоким уровнем интеллекта умеет концентрироваться на важном, одновременно отвлекаясь от всего постороннего, что не имеет значения. Физиологически это связано с активной мозговой деятельностью, возбуждением одних участков головного мозга и торможением других.
Внимание может быть направлено как на внешние объекты, так и внутрь себя. То есть человек с высоким уровнем интеллекта обращает внимание на свой внутренний мир, умеет работать над собой.
Лёгкое усвоение новой информации
Про таких детей учителя говорят «им всё легко дается». Там, где один ученик будет долго и кропотливо сидеть и изучать, а может быть даже заучивать, другой быстро усваивает на слух, даже не повторяя — это один из 7 признаков, что у вашего малыша высокий уровень интеллекта.
Вырастая, такие люди становятся успешными в профессиональной среде, легко продвигаются по карьерной лестнице, а всё благодаря быстрой переработке новой информации, что связано с постоянным формированием в коре головного мозга нейронных связей. Именно благодаря этой способности человек быстро вникает в суть поставленной перед ним задачи и применяет все полученные знания для её решения.
Наличие невербальных навыков
По мнению учёных, опубликовавших данные своего исследования в журнале «Образование и наука», высокий уровень интеллекта сопровождается развитыми невербальными навыками. Под этим понимают умение использовать для передачи информации жесты, мимику, взгляд, позы тела. Кроме того, такой человек может проводить визуальные аналогии, хорошо распознавать причинно-следственные связи. Качественно развитые невербальные навыки говорят о наличии у человека здравого смысла. Женщины превзошли мужчин по способности общаться без использования слов, а вот мужчинам лучше даётся реализация проектов, где требуется план и стратегия действий.
Можно развить свой невербальный интеллект, если выполнять самые разные практические задания — собирать пазлы, конструкторы, головоломки «найди слово», лабиринты.
Критическое мышление
Речь идёт о способности воспринимать мир объективно и принимать оптимальные решения. Человеческий мозг может давать сбои, стремясь упростить картину мира, но развитое критическое мышление поможет избежать когнитивных искажений и найти правильную дорогу. Критическое мышление — это способность анализировать и делать выводы, включать логику. Американский философ Джон Дьюи, который и ввёл понятие критического мышления, описывает его как активную, настойчивую и тщательную проработку поступающей информации, проверку её логичности, обоснованности и непредвзятости.
Следует отличать критическое мышление от здравого смысла. Последний не преследует цель докопаться до истины. Скорее, это общий для всех усреднённый ответ на то, как правильно жить, но он не всегда адекватно отражает реальность.
Высокий эмоциональный интеллект
Речь идёт о способности человека интерпретировать и воспринимать чувства и эмоции окружающих. Эмоциональный интеллект находится в тесной взаимосвязи с когнитивными способностями — умный человек лучше понимает себя и других. Это незаменимое качество для руководителя, ведь управлять другими людьми можно только при условии, что человек умеет управлять собой.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом хорошо разбирается в людях, понимает мотивы их поступков, чувства, которые ими двигают. Он умеет работать в команде, слушать и слышать коллег, да и друзья из таких людей тоже получаются хорошие. Хотите повысить эмоциональный интеллект? Вот 7 привычек, которыми стоит обзавестись.
По мнению учёных, опубликовавших данные своего исследования в журнале Cognition and Emotion, люди с высоким уровнем интеллекта менее подвержены тревоге.
Умение говорить просто о сложном
Человек может обладать огромными знаниями в определённых областях, но не все способны донести их до тех, кто далёк от их познаний. Для этого нужно уметь говорить просто о сложных вещах, а это дано лишь тем, кто имеет высокий уровень интеллекта.
Такие люди способны с одинаковой лёгкостью говорить как научным языком, апеллируя соответствующими терминами, так и простым и доступным для всех. При этом ход их мыслей понятен, а речь звучит убедительно, без напряжения и подбора нужных слов.
Хорошая долговременная память
Не секрет, что память человека делится на кратковременную и долговременную. Первая легко пропадает из нашего мозга под влиянием вновь поступающей информации, а вот вторая демонстрирует устойчивость к подобным воздействиям. Долговременная память необходима нам для точного и самостоятельного выполнения поставленных задач. Люди с высоким уровнем IQ проносят информацию сквозь года, и не утрачивают приобретённые за годы жизни навыки вплоть до глубокой старости.
При желании эту когнитивную функцию можно улучшить, если время от времени учить стихи, пересказывать книги и фильмы, изучать иностранные языки.
Эффективное решение проблем
Чем легче и эффективнее человек решает возникающие в его жизни проблемы, тем выше уровень его интеллекта. Казалось бы, мы все сталкиваемся в жизни с теми или иными проблемами, но если одни впадают в ступор или делают ошибки, то другие просчитывают ситуацию на несколько ходов вперёд и на основании этого строят свою линию поведения. Дальновидность и хорошие аналитические способности дают время и возможность разработать подходящую стратегию и преодолеть возникшее затруднение.
А ещё люди с высоким IQ не выказывают страха перед неопределённостью. Они уверены в своих силах, не волнуются зря и привыкли решать проблемы по мере их поступления, сохраняя самообладание даже в самых сложных ситуациях.
Высокий интеллект, как способность быстро обрабатывать информацию и принимать логичные решения даже при дефиците входящей информации, не может быть только врождённым свойством. Поэтому надо различать способность быстро думать и выдвигать креативные идеи — это не одно и то же. Условно говоря, натренированный опытом человек, читающий книгу «по диагонали» быстро схватывает элементы знаний, важные для него, и может их столь же оперативно применить в дело, практически обгоняя конкурентов, но и он, в погоне за первенством, упускает в деталях многие идейные смыслы.
Отчасти это объясняется концепцией нобелевского лауреата Даниэля Канемана о том, что интеллект человека подвержен когнитивным искажениям, приводящим к иррациональным ошибкам в суждениях. Причём наличие когнитивных ошибок не доказывает низкий интеллект, и наоборот. Как пример, люди с гениальными изобретениями могут быть неуспешны в бизнесе, коммуникации с другими и даже асоциальны (социопаты).
На мой взгляд, созависимость явлений (корреляцию) можно проследить по следующему неочевидному признаку. Ресурсы мозга человека условно не бесконечны. Интеллектуальная активность зависит от переработки, интерпретации информации и рефлексии, особенно важно последнее. Чем человек больше экстраполирует, отдаёт в социум переработанной разумом информации — чем больше он коммуницирует, обсуждает, общается, тем менее способен изобретать что-то оригинальное. Мозг занят обсуждением, а не воспроизводством, творением нового. Поэтому молчаливые или «неконтактные» люди, которых нередко в обществе субъективно считают странными, иногда заносчивыми, могут иметь больший IQ, чем те, кто «растрачивает» энергию мозга на обсуждение кем-то сделанного.
Первые больше времени и сил посвящают аналитической обработке информации, их мозг условно не истощён, имеет запас для идей, поэтому они больше способны на креативные, нестандартные решения. А те, кто «полон общения», получают дивиденды от кем-то проверенных идей и в целом, имея активную коммуникацию, больше успешны в бытовых, практических решениях, по сути — предприниматели в разных сферах. Но связь с IQ тут довольно условна.
Концепция «думай медленно, решай быстро» — тоже условна и связана с индивидуальными характеристиками человека. Исходя из аналитики мозговой деятельности, можно предполагать, что креативен или способен к творческим решениям тот человек, чей мозг «отдыхает». Режим дня не должен быть загруженным (на трёх работах), человеку, кроме прочего, необходим здоровый сон.
Уточняя вопрос, можно вывести условную формулу человека, наиболее способного к высокому интеллекту. Систематические упражнения, размышления и аналитика через переработку информации (интеллектуальный опыт, багаж), здоровое гастрономическое питание (влияет на мозговую деятельность), регулярный отдых (против деятельности «белки в колесе»), условная интравертивность (необщительность — такому и с самим собой не скучно) и при всём этом деятельность.
Использованы фотоматериалы Unsplash