Дети — это, безусловно, счастье, но иногда оно омрачается конфликтными ситуациями, связанными с особенностями воспитания детей в возрастные кризисы. Да и в другие периоды случаются конфликты, которые огорчают и родителей, и детей. Агрессивное поведение ребёнка — это серьезная проблема, которую нельзя игнорировать. Ребёнок, склонный к конфликтам и агрессии, нуждается в особом внимании родителей. Им следует приложить все усилия, чтобы выяснить причины такого поведения и принять все возможные меры для их устранения.
Возможные причины агрессивного поведения ребёнка
Причины агрессивного поведения могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. У маленьких детей причины не столь значительны, как у детей подросткового возраста. К тому же у маленьких детей связь с родителями еще достаточно крепка, поэтому им легче повлиять на малыша и откорректировать его поведение. Обычно агрессивное поведение у детей в младшем возрасте провоцируют следующие причины:
- возрастные кризисы.
Откорректировать поведение в кризисные периоды достаточно просто, если учитывать особенности воспитания детей в каждом возрасте;
- выражение негативных эмоций.
Детям в маленьком возрасте обычно трудно объяснить и выразить свои желания, потребности и эмоции словами, поэтому они прибегают к самому простому способу их выражения и привлечения внимания взрослых — к дракам и истерикам;
- любознательность в отношении нарушения правил.
В определенный период взросления ребёнок неизбежно приходит к тому, что в нем возникает острое желание нарушить существующие правила и нормы поведения, чтобы узнать, к чему это приведет на практике. В такие периоды родителям ни в коем случае не следует отступать от заведенных в семье и обществе правил и идти на поводу у эксперимента любознательности. Им следует, наоборот, приложить все усилия и сообща организовать и обозначить рамки общепринятого поведения и предпринять все возможные меры профилактики для предотвращения попыток выхода за них;
- способ развлечения.
Дети часто считают забавным и интересным вести себя слишком активно и даже агрессивно, не считая это чем-то зазорным. В этом случае родителям следует объяснять ребёнку, что подобное поведение недопустимо и ранит других людей;
- подражание увиденному.
Дети часто копируют поведение других людей, поскольку у них самих еще нет опыта и представления о том, каким образом нужно себя вести в каждом конкретном случае. Агрессивное поведение может быть лишь результатом неудачного примера, свидетелем которого стал малыш. Чтобы избежать таких ситуаций, родители должны чаще обсуждать с детьми жизненные ситуации и тонко, учитывая особенности воспитания детей в каждом возрасте, направлять их поведение в правильное русло.
Особенности воспитания детей, склонных к агрессии
Если объяснения и все вышеописанные меры профилактики не приносят результатов, и ребёнок продолжает вести себя агрессивно и в старшем возрасте, то родителям следует принять тот факт, что на данном этапе их ребёнок склонен к агрессии. И чтобы минимизировать последствия такого детского поведения, родителям следует выработать единую стратегию взаимодействия с ребёнком с учетом всех особенностей воспитания детей в определенном возрасте. Если ребёнок склонен к агрессии, то действия родителей должны быть следующими:
- часто агрессия кроется в неудовлетворенных и подавленных потребностях ребёнка.
Случается, что детские страхи и тревоги, злость на себя и окружающих, желание добиться безопасности во взрослом мире, а также другие проблемы и потребности остаются нерешенными и неудовлетворенными. Столкнувшись с этими проблемами, дети инстинктивно вынуждены прибегать к простейшему способу защиты себя — нападению, которое проявляется чаще всего в агрессивном поведении;
- оперативное реагирование на причины, провоцирующие агрессию, может стать отличной мерой профилактики такого поведения.
Например, элементарная зависть к игрушкам у других детей или ревность на почве нехватки внимания родителей может спровоцировать агрессию. Но, к счастью, эти провоцирующие факторы легко устранить, уделив ребёнку чуть больше внимания или объяснив, что его игрушки ничуть не хуже, чем у других;
- очень важно предоставить ребёнку альтернативный путь проявления отрицательных эмоций, чтобы он мог без последствий для окружающих выплескивать свои негативные чувства, а еще лучше — направлять их в мирное русло.
Например, это может быть спортивная секция или курсы игры на барабане;
- заметив агрессивное поведение, родители должны немедленно вмешаться в ситуацию и скорректировать поведение ребёнка, объяснив, почему так вести себя нельзя.
Иначе агрессия для ребёнка может стать единственной эффективной моделью поведения, с помощью которой можно удовлетворить все свои потребности;
- во время объяснений и разговоров с ребёнком о правилах поведения родителям следует проявлять максимальный такт и сочувствие.
Малыш должен знать и понимать, что может доверить свои чувства родителям, что они желают ему добра и хотят помочь. Задача родителей на данном этапе — постараться помочь ребёнку определиться с чувствами, которые являются причинами агрессивного поведения, и обозначить его последствия;
- поощрение хорошего поведения — это отличный стимул для ребёнка контролировать свои эмоции.
Слова поддержки и похвала, а также символические бонусы в качестве поощрения за хорошее поведение могут достаточно эффективно помочь справиться с детской агрессией.
Простые меры профилактики агрессии у детей и правила поведения для родителей
Чтобы снизить риск возникновения агрессивного поведения у ребёнка и уменьшить проявления агрессии, родители должны придерживаться таких правил:
- важно быть последовательными и непоколебимыми в соблюдении установленных правил и норм поведения;
- следует ограничить время, которое дети проводят за монитором компьютера или планшета. Агрессивные игры и просмотр сцен насилия неизбежно провоцируют возникновение агрессивного поведения;
- в качестве одной из эффективных мер профилактики агрессивного поведения может выступить банальное переключение внимания ребёнка. Например, если дети во дворе дерутся, можно отвлечь ребёнка от данной ситуации другими интересными занятиями и мероприятиями.