В определенном возрасте ребёнок начинает скучать в компании родителей, ему хочется проводить время со сверстниками. Взрослые с пониманием относятся к этому процессу и обычно поощряют такие качества, как общительность и дружелюбность. Но некоторые дети испытывают трудности в коммуникациях либо не видят смысла общаться с мальчиками и девочками в свободное время. Важно понимать причины происходящего и уметь распознать тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что у сына или дочери проблемы. Есть ребята, которые абсолютно счастливы и не тяготятся одиночеством, навязывать дружбу им бесполезно.
В каком возрасте дети начинают общаться со сверстниками?
До трех лет ребёнок обычно не нуждается в постоянной компании сверстников. Ему достаточно периодических посещений детских площадок или походов в гости, во время которых он учится взаимодействовать с другими людьми. Некоторые родители беспокоятся, что их дети жадничают, проявляют агрессию, но они просто еще не умеют общаться и выражать свои чувства иначе, не понимают, как и зачем делиться и уступать.
Детсадовский возраст предполагает большее включение ребёнка в коллектив. Он тянется к ровесникам, интересуется командными и сюжетно-ролевыми играми, в которых надо уметь налаживать контакт. В этот период родители могут заметить резкий скачок в развитии сына или дочери. Ребёнок начинает лучше разговаривать, ходить на горшок, самостоятельно есть, глядя на сверстников.
Подражание и удовольствие от совместных занятий наблюдается за обедом, когда малыш пробует новые продукты или лучше ест за компанию с остальными членами коллектива. Видя, как что-то делает человек его возраста, он включается в конкуренцию, стремится так же быстро и умело одеваться или помогать воспитательнице.
До начала посещения детского сада у малышей, растущих без братьев и сестер, часто нет устоявшегося круга общения. Родители оказываются в затруднительном положении, организуя день рождения сыну или дочери, переживают, что ребёнок будет скучать без компании. Эта проблема решается с появлением первых привязанностей и друзей. Ребята из одной детсадовской группы ходят друг к другу в гости, поздравляют с праздниками.
Хотя дошкольный возраст у многих людей связан с появлением первых друзей, само понятие дружба становится более осознанным примерно к 7-8 годам. В школьные годы дети испытывают разные эмоции по отношению к сверстникам: симпатии и антипатии, обиду и благодарность, зависть и чувство превосходства, стремление подражать и подавать пример.
Тайны и признания, ссоры, разочарования и предательства, примирения и разрыв дружбы — отношения подростков очень похожи на взрослые и отличаются от них только тем, что молодые люди еще менее опытны, проявляют максимализм и мечтательность.
Какие эмоции испытывает человек при общении с ровесниками?
Общаясь со сверстниками, человек чувствует свою причастность к определенной возрастной и социальной группе. Детсадовцы, подростки или взрослые люди говорят с ровесниками на одном языке, проявляют большую раскованность и свободу взглядов. В присутствии людей старшего или молодого поколения приходится вести себя определенным образом, сдерживать негативные эмоции, не использовать нецензурную лексику. В отсутствие взрослых ребята позволяют себе «красное словцо» гораздо чаще, так же ведут себя и их родители, когда остаются в компании без детей.
Людей, родившихся примерно в одни годы, объединяет общее прошлое. Поколение 80-х или 90-х с ностальгией вспоминает развлечения, проблемы, мечты и идеалы своего детства и юношества. Человек, родившийся в другое десятилетие, может не помнить или еще не застать многих памятных для них моментов.
Сверстников продолжают связывать схожие убеждения и интересы и в настоящем. Взгляды на политику, моду, воспитание детей, религию и традиции часто формируются еще в молодые годы, и люди проносят их через всю жизнь. Понятия стариков или молодежи могут удивлять, и только старый друг или одноклассник по-настоящему поймет и поддержит.
Разные жизненные этапы связаны со своими переживаниями и целями. Подростков объединяет вопрос поиска себя в жизни, сдачи экзаменов, поступления в институт и отношений с противоположным полом. Люди средних лет подолгу беседуют о детях, работе, недвижимости и планах на лето. Пенсионеры обсуждают достижения внуков, посадку овощей на даче и цены на лекарства в очередях в поликлинике.
Важность присутствия в жизни сверстников проявляется в преклонном возрасте. Долгожители часто чувствуют себя одинокими, когда навсегда уходят родители, братья и сестры, друзья и знакомые. Даже если рядом много детей и внуков, человеку не хватает тех, кто был рядом в его молодые годы.
Что делать, если у ребёнка нет друзей, или они младше/старше его?
Видя, что у ребёнка проблемы в отношениях с ровесниками, одни родители пытаются ему помочь, отдают на дополнительные занятия, чтобы расширить круг знакомств, водят к психологу. Другие — переживают, но остаются в стороне, не зная, что делать. Есть и те, кто ищет золотую середину, стараясь больше разговаривать с сыном или дочерью, выяснять причины сложившейся ситуации.
Люди, замкнутые и необщительные от природы, интроверты, с детских лет проявляют сдержанность в отношениях с окружающими. Некоторым детям комфортно наедине с собой, у них есть хобби и увлечения, которые компенсируют им игры и разговоры со сверстниками.
Кто-то из них встретит друзей позже, и будет ограничиваться встречами с двумя-тремя приятелями, кто-то вообще предпочтет для общения семью или выберет одиночество. Родителям иногда остается только принять своего сына или дочь такими, какие они есть.
Другое дело, если ребёнка обижают в школе или он сам вступает в конфликты с окружающими. Не стоит ждать, пока проблема исчезнет, важно помочь сыну или дочери нормализовать общение с коллективом, а иногда сменить окружение.
Почему родители беспокоятся, когда дети обзаводятся друзьями с большой разницей в возрасте?
Дружба с детьми старшего возраста имеет свои плюсы и минусы. Опыт, знания и влияние взрослых товарищей может хорошо сказываться на ребёнке, он будет проявлять самостоятельность и мудрость раньше сверстников. Но не исключено отрицательное воздействие на поведение и характер, когда мальчик или девочка отказывается слушать взрослых, обзаводится вредными привычками и рано начинает вести половую жизнь.
Школьникам, общающимся с девушками и юношами на 5 лет старше себя, часто становится не интересно проводить время с ровесниками. Их интересы кажутся детскими, а проблемы надуманными в сравнении с историями взрослых приятелей.
Дети, общающиеся с ребятами намного младше себя, часто не могут наладить контакт со сверстниками. В среде малолетних друзей проще самоутверждаться, занимать лидерские позиции.
Родители склонны преувеличивать проблемы детей. Мам и пап может тревожить отсутствие друзей у ребёнка или их большое количество, возраст и социальное положение. Вызывает тревогу и то, что сын или дочь все время гуляет, и то, что сидит дома. Нередко эти тревоги напрасны, главное, чтобы человек чувствовал себя счастливым.