Приходя в первый класс, ребёнок сразу же попадает в новую жизнь, к которой он не привык — требования и правила, которые были дома или в детском саду, резко меняются, становятся строже и могут быть не понятны ученику. Появляется строгая дисциплина поведения и внешнего вида. Новым для малыша становится и то, что нельзя просто так уйти с урока, а каждый вопрос или ответ должен начинаться с поднятой руки, да еще и усталость перестает быть серьезной причиной для того чтобы перестать заниматься.
Для того чтобы ребёнок привыкал соблюдать школьные правила, ему нужно заблаговременно объяснять их. Это могут делать родители и педагоги.
Так начинается первый опыт вхождения малыша во взрослую жизнь. С этого момента ребёнок попадает в социальное общество. Со стороны родителей в этот период очень важна и нужна поддержка для ребёнка, ему нужно осознавать и чувствовать, что его не бросили на произвол судьбы, что к нему готовы прийти на помощь.
Общение с педагогом
Первый учитель для ребёнка является первым представителем общества. Все взрослые люди, которые были в жизни малыша до первого класса (мама, папа, воспитатели, бабушки и прочие), являлись для него защитниками и друзьями. Учитель же, как новый человек, должен показать ребёнку лицо справедливости — за выполнение задания хвалить, а за нарушение правил ругать — так, он узнает и поймет что такое ответственность и обязанности. Основная обязанность учителя, конечно же — обучить основам определенных наук и показать, что, учиться в школе — не страшно, а очень увлекательно и полезно.
Что делать, если у ребёнка проблемы в отношениях с педагогами? Они жалуются на его поведение, гиперактивность, говорят о неготовности к школе, неумению общаться с одноклассниками. Если вовремя не разрешить эту проблему, к ребёнку могут быстро приклеиться «ярлыки» хулигана и двоечника, хотя, на самом деле, он таковым не является.
Почему дети плохо учатся и не слушаются?
Что стоит за нарушением поведения и неуспеваемостью?
- Затянувшаяся адаптация к школе. Ребёнку в первом классе нужно время, чтобы привыкнуть к правилам, ученикам, учителю, урокам. Если в это время требовать от него работать всегда без ошибок, быть внимательным, собранным, не понимая, что, для освоения нового опыта, которым является школа, требуется время, он может «уйти» в сопротивление — будет учиться из плохо, драться с одноклассниками, не слушать учителя. Так, ребёнок, словно дает понять взрослым, что школьный процесс — это не самое главное, что есть в жизни и что он нуждается в безусловном принятии со стороны родителей, а, не только в тех случаях, когда получает хорошие оценки.
- Необходимость соответствовать ожиданиям. Все дети с поступлением в школу сталкиваются с тем, что, взрослые ждут от них хороших отметок, успехов в учебе, прилежного поведения. В большинстве случаев эти ожидания не оправдываются — школьники не испытывают интереса к учебе, отказываются выполнять домашнее задание, капризничают. Чем больше родители «давят» на детей, тем сильнее те могут сопротивляться. Кроме этого, ребёнок чувствует, что отношения в семье стали другими — мама и папа теперь часто ругают его, не позволяют играть в игрушки, все время заставляют учиться. Так, ученик понимает, что детство кончилось. Понимание этого может вызвать новые проблемы в обучении.
Взрослые должны сделать так, чтобы дети привыкали к школе постепенно — они могут поддерживать взрослую часть личности ребёнка, предложить ему составить свое расписание дел, которым он будет управлять — записывать туда дела, время для отдыха и игр. Так, ученик станет лучше чувствовать самостоятельность, захочет развивать ее и его отношение к учебе станет положительным.
Отношения с родителями
Когда дети переживают о чем-то — ссоры между родителями, ревность к брату или сестре, страхи, тревоги — негативные чувства блокируют появление энергии, которая отвечает за стремление и интерес к знаниям. Тогда, ребёнку можно помочь, если успокоить его, поддержать, объяснить особенности отношений между взрослыми, избавить от страхов и тревог. Возможно, для этого потребуется помощь детского психолога.
Отношения в обществе
Первое общение со сверстниками может наглядно показать то, как ребёнок будет взаимодействовать с обществом в дальнейшем. По поведению ученика сразу станет понятно — есть ли у него какие-то проблемы при общении с одноклассниками или он активен и дружелюбен по отношению к малознакомым людям. Не стоит расстраиваться, если ребёнок испытал некоторые трудности во взаимодействии с обществом — в первый раз достаточно просто поговорить с ним, объяснить, что вреда никто не причинит. Но, если ситуация не меняется и ребёнок выглядит подавленным — то, лучше обратиться с возникшей проблемой к специалисту.
Плохие оценки у ребёнка
В начальных классах большую роль играет оценка учителя — от нее зависит самооценка и уверенность ребёнка, а также статус в глазах сверстников.
Что делать, если учительница была не права — оценила работу необъективно, поставила несправедливую «2» или «3»? В такой ситуации ребёнок начинает чувствовать ужасную несправедливость, что приводит его в смятение и вызывает непонимание. Хорошо, если родители разберутся и объяснят ребёнку — за что он получил низкий балл. Нужно научить его осознавать свои ошибки и понимать — как можно их исправить. Это научит справляться с негативными переживаниями, а значит, подарит полезный опыт взросления, который пригодится в будущем.
В школе работают обычные люди и, порой, случается так, что учитель оказывается не прав по отношению к ученику — родителям следует помнить об этом, прежде чем идти защищать честь и достоинство школьника. Выход только один — доступно объяснить ребёнку, что учителя — это точно такие же люди и у них может быть плохое настроение или неудачный день. Подскажите школьнику — как правильно реагировать на возникшую проблему и как безболезненно выйти из сложившейся ситуации.
Когда оценки выставлены несправедливо или ребёнок переживает из-за собственных неудач, родители могут успокоить его:
- «Учитель переживает, что ты можешь не понять, или не запомнить то, что он говорит»;
- «Возможно, твоему учителю показалось, что ты несерьезно относишься к делу»;
- «Каждый человек может забыть о чем-то или случайно ошибиться, не стоит так переживать»;
Нельзя рушить хрупкую самооценку ребёнка, ведь, на восстановление ее в дальнейшем понадобится много сил и времени, потому в конфликте, самым правильным будет оказать поддержку ученику, сохранить его достоинство, но, при этом, не уронить авторитет учителя, даже если тот допустил ошибку.