Если родители хотят воспитать самостоятельных и способных детей, то уборка дома — замечательное обучающее упражнение, которое полезно не только для поддержания чистоты и помощи взрослым, но и для развития самого ребёнка. Но многие дети терпеть не могут уборку и домашние дела, даже собственную комнату приводя в порядок с большим трудом. Как же приобщить детей к такому полезному навыку, не портя с ними отношений? Ниже несколько советов.
Обыграйте ситуацию
Одно дело сказать: «Давай убираться!», и совсем другое: «Давай освободим космолет от пришельцев!». Пока дети не привыкли к домашним обязанностям, увлечь их поможет игра или образное мышление. Родителям нужно проявить фантазию и изобретательность, чтобы придумать правила игры или истории, которые помогут ребёнку с легкостью и интересом заняться уборкой. Если детей несколько можно устроить веселые соревнования: например, по складыванию полотенец в красивые стопки или поиску пар носков после стирки.
Задания на распределение предметов по разным признакам хорошо развивают дошколят, но будут не менее полезны для младших школьников. Для соревновательного эффекта можно использовать таймер или секундомер на телефоне, чтобы следить за временем, и дать ребёнку определенный и разумный срок, к которому должна быть завершена домашняя работа.
Позвольте детям планировать
Родители предпочитают поскорее сами дать распоряжения и решить за ребёнка, какое дело ему будет проще и интереснее выполнять. Но часто взрослые ошибаются. Психологи считают, что ребёнок намного охотнее будет реагировать на просьбы родителей, когда он сам сможет выбирать фронт работ. Пусть он каждую неделю составляет список всех для него доступных дел по дому. Если в семье несколько детей, которые хотят заняться одним и тем же заданием, можно предложить им кинуть жребий: например, подбросить монетку. Победившему разрешается первому определить для себя вид занятий по дому.
Такая свобода выбора позволяет детям иметь некоторый контроль над тем, что им нужно делать, и во многих отношениях это делает их счастливее. И они с большей охотой соглашаются помочь родителям. Чтобы дети не заскучали от ежедневных однообразных занятий по дому, желательно еженедельно придумывать новые хлопоты. Пусть ребёнок сам предлагает домашние дела, которые ему было бы интересно выполнить самому или обучиться им.
Включите музыку и спойте
Пение и музыка делают любую задачу более приятной. Во время уборки можно включить для ребёнка его любимую мелодию или песню. Творческим детям понравится самим придумывать слова и мотив песни. Необязательно она должна быть про уборку, главное, чтобы она помогала и вдохновляла чадо на полезную деятельность. Хорошо реагируют на песни, стихи и потешки дети младшего возраста. Можно выучить с ними произведения детских авторов, в которых герои помогают родителям. Если у ребёнка нет любимой мелодии и петь он не любит, то можно просто включить ритмичную музыку и предложить ему подвигаться в такт для веселой уборки.
Объясняйте новые задания
Одни и те же обязанности могут быстро наскучить детям, поэтому стоит каждую неделю или две знакомить их с новым полем деятельности. Важно подробно и доступно объяснять задачу, иначе ребёнок совершит ошибки, расстроиться и больше не захочет помогать. Менторский приказной тон здесь тоже не уместен — он вызывает негативные эмоции у детей. Родители должны выбрать подходящий момент, когда ребёнок будет в хорошем настроении и свободен от важных дел.
О просьбе стоит сообщать спокойным и приятным голосом, чтобы дети могли хорошо выслушать и все понять. Желательно заинтересовать ребёнка, чтобы просьба прозвучала как нечто, что подарит ему удовольствие или новое открытие: «Хочешь узнать, как работает новый пылесос, или провести эксперимент с удалением жира с посуды?» Всегда важно помнить о технике безопасности и не позволять детям самостоятельно браться за сложные и опасные дела без необходимой для этого подготовки и практики.
Поощряйте помощь родителям
Дети любят получать поощрение в любых его разновидностях: будь-то словесная похвала и поглаживание по головке, поход в кино или в парк, сладости, специальные наклейки, записи в тетради или на домашнем стенде, монетки и пр. Для каждого малыша можно подобрать свой тип награды. Желательно, чтобы они соответствовали возрасту. Родители могут отслеживать выполненные ребёнком дела на заранее начерченном графике. Для наглядности следует сделать две фотографии — до и после работы. Так дети смогут по-настоящему оценить разницу и важность своей помощи родителям. Видеть — значит, верить!
Выберите виды работ по возрасту ребёнка
Когда детям сложно самостоятельно выстроить план работ, родители должны помочь им в этом, обязательно учитывая возрастные и физические особенности каждого ребёнка. Дети до 4-х лет могут не справиться с мытьем пола или посуды, далеко не все младшие школьники сумеют приготовить обед. Когда работа слишком сложна для ребёнка, она вызывает разочарование и быстро отбивает желание помогать маме или папе в дальнейшем.
Нежелательно давать и чрезмерно легкое задание, которое ребёнку может показаться скучным и неинтересным. В список детских дел по дому должны входить обязанности, с помощью которых ребёнок может помочь не только себе, но и всем остальным членам семьи. Психологи рекомендуют, чтобы дети чаще брали на себя ответственность за заботу о себе (убирать свои вещи, одеваться, чистить зубы) и не рассматривали эту деятельность как «рутинную работу».
Составьте план работ
Он очень хорошо организует ребёнка. Пусть малыш сам активно примет участие в его составлении. Родители добавят свои нюансы и корректировки. Как только список будет готов, нужно разместить его на видном и удобном для всех месте. Это может быть магнитная доска, деревянный или пробковый стенд, либо просто лист бумаги. Рядом желательно повесить ручку или маркер, чтобы отмечать выполненные дела или дополнять новые. В дальнейшем такой подход положительно скажется на умении ребёнка организовывать свое время. Чтобы проверить, насколько график работ подходит для малыша, должно пройти как минимум две недели или месяц. Если же следовать ему будет слишком сложно, то нужно его скорректировать.
Избегайте постоянной критики
Худшее, что родители могут сделать в процессе приучения ребёнка к домашнему труду — постоянно критиковать его как во время, так и после исполнения работы. Нельзя быть слишком категоричными и сразу же повышать голос, выбирать строгий тон и обидные оскорбления. Не стоит прямо говорить ребёнку, что он что-то делает неправильно. Вместо этого нужно похвалить малыша за старания и спокойно объяснить ему, как выполнить работу еще более эффективно и качественно. Всегда важно отмечать положительные моменты и поправлять с помощью добрых советов.