Дети раннего возраста развиваются и осваивают язык удивительно быстро. В первый месяц жизни ребёнок может только кричать, и трудно поверить, что уже через год он будет произносить первые слова. Однако некоторые дети молчат до трех лет. Будем разбираться в причинах задержки речевого развития и особенностях воспитания малышей.
Когда дети раннего возраста начинают говорить
Дети раннего возраста развиваются скачкообразно. Ребёнок подходит к маме и просит: «Мама, дай яблоко». Внимательная мама замечает, что раньше ее ребёнок говорил только «мама», а сейчас разговаривает целыми предложениями. Пройдет еще немного времени, и терпеливые родители услышат, как их ребёнок договаривает фразы из любимых стихов, пересказывает сказки. Такое стремительное развитие речи характерно только для детей раннего возраста, то есть, до трех лет.
Сроки появления первых слов у детей раннего возраста очень разные. Первые слова обычно появляются в 1 год, но иногда и после 1,5-2 лет.
Ребёнок начнет говорить лишь тогда, когда накопит словарь и обогатит слова смыслом. Не так важно, что ребёнок повторяет слова за взрослым, важно, когда он использует речь в игре, в общении с детьми и близкими. Ведь даже если ваш ребёнок все понимает, но упорно молчит до 1,5−2 лет, его речь развивается. Самое главное, обращайте внимание на то, как ребёнок слушает речь взрослого, интересно ли ему то, о чем вы с ним говорите, много ли слов он понимает. А то, как рано или насколько поздно ребёнок заговорит, в основном зависит от воспитания и условий жизни, которые создают ему взрослые.
Почему задерживается развитие речи у детей до трех лет?
Развитие речи у всех детей происходит по−разному. Зависит этот процесс от многих факторов. К сожалению, детей, которые в 2−2,5 года не говорят, становится все больше. И родители задаются вопросом: «У нас здоровый ребёнок, почему он не разговаривает»? Действительно, если ваш малыш до 2−2,5 лет не произносит ни одного слова, значит, развитие речи задерживается, и ему нужно помочь заговорить. Чтобы помочь, нужно выявить основные трудности в развитии речи у детей раннего возраста. Сейчас мы подробнее обсудим некоторые важные моменты.
- Развитие речи по примеру взрослого. Мама говорит: «Скажи — чайник, ложка, мячик и т. д.». Ребёнок повторяет за мамой эти слова, и такая игра обычно нравится детям. В итоге: он называет сами предметы, а в реальной игре речь отсутствует. Слова ребёнок заменяет на жесты, движения и возгласы. В данной ситуации слово активным стать не может.
- Речь заменяется эмоциональным общением с взрослым. Ребёнка целуют, обнимают, гладят, а словами ничего не выражают. Родителям кажется, что и так все понятно, зачем говорить. Нужно обязательно проговаривать свои эмоции и чувства.
- Ребёнок увлечен предметным миром. Малыш перебирает предметы, катает машинку, перекладывает книжки один, не требует внимания взрослых. Иногда очень удобно, когда ребёнок не отвлекает маму, но в раннем возрасте такая ситуация неблагоприятная. Ребёнок не замечает взрослых, и научится говорить в такой ситуации очень трудно.
- Общение с ребёнком с помощью звукоподражаний. Взрослым кажется, что ребёнок их лучше поймет, если они будут использовать «детские слова»: «лю−лю» (кровать), «тап−тап» (тапочки), «кус−кус» (еда) и т. д. Такое мнение ошибочно. Ребёнок в раннем возрасте из−за незрелости органов артикуляции не может произнести слова четко, но понимает малыш «взрослые» слова очень хорошо. Иногда детский слух выхватывает конец слова, поэтому так он их и произносит. Но это лишь дело времени. Ребёнок растет и развивается, постепенно совершенствуется его речевой слух и произношение звуков.
- Речь малыша развивается очень быстро. Уже в 1,5 года ребёнок произносит сложные слова, говорит развернутыми фразами. Родителей это безумно радует, ведь все окружающие восхищаются такими способностями малыша. Мама старается научить двухлетнего ребёнка читать вслух стихи. Они вместе изучают энциклопедии и общаются с малышом по−взрослому. Но такой поток информации утомляет детскую нервную систему. Он начинает капризничать, плохо спать, его мучают страхи. То есть перебор в учении — это тоже не очень хорошо.
Воспитание детей как основа для развития речи
Воспитание детей дело сложное и занимает много времени и сил у родителей. А как нужно воспитывать детей, чтобы речь развивалась правильно?
Воспитание детей в семьях происходит совершенно по−разному. Некоторые родители стремятся уже с года приучить своего малыша к самостоятельности и боятся проявить нежность к ребёнку. Некоторые родители и до школы носят своих детей на руках, не давая им даже есть самостоятельно.
- Питание ребёнка.
Насколько важно сбалансированное питание детей, знает почти каждый родитель. Но вот как нужно кормить ребёнка, чтобы его речь развивалась, практически ни одна мама не задумывается. Грудное вскармливание — лучшее питание для ребёнка первого года жизни, и для развития артикуляционного аппарата оно также важно. Использование сосок и пустышек нежелательно.
Но если ваш ребёнок находится на искусственном вскармливании и без сосок не обойтись, используйте качественные ортодонтические соски. Не делайте из бутылочки успокоительную игрушку: покормили и забрали. Когда приходит время первого прикорма, сделайте выбор в пользу натуральных продуктов. Готовьте еду для своего малыша сами, не злоупотребляйте блендером. И как можно быстрее приучайте ребёнка есть кусочками. Для развития артикуляционного аппарата это очень важно!
- Режим дня.
Воспитание детей занимает все время у мамы, особенно, если ей некому помочь. Нужно постараться так организовать режим дня, чтобы хватало времени и для развивающих занятий с ребёнком, и для чтения книжки. Важно озвучивать каждое свое действие, разговаривать со своим малышом, задавать ему вопросы.
Привлекайте ребёнка к приготовлению пищи. Когда вы варите суп, показывайте и рассказывайте, из каких продуктов сегодня приготовлен обед. Очень полезно дать понюхать, потрогать и попробовать продукты. Поход в магазин с ребёнком — целое испытание для мамы. Но посмотрите на это с другой стороны. Расскажите своему малышу, куда вы идете, в магазине озвучивайте каждую свою покупку, а когда придете домой, пусть ребёнок сам разбирает покупки и помогает вам раскладывать все по шкафчикам. Таким образом, словарь ребёнка обогатится, а повседневные дела станут интересными и полезными.
- Развитие речи.
В процессе воспитания детей необходимо создавать хорошую базу для речевого развития: читать книжки, слушать сказки в записи, рассматривать иллюстрации к рассказам или просто красочные картинки, фотографии близких людей. Детям очень нравятся истории, придуманные родителями. Фантазируйте и придумывайте истории, а главным героем сделайте самого малыша. Можете не сомневаться, такие сказки не оставят равнодушными ни одного ребёнка.
- Игрушки.
Не стремитесь купить все игрушки в магазине. Желательно приобретать такие игрушки, которые будут соответствовать возрасту и потребностям вашего ребёнка. После того, как вы купили новую машинку или куклу, постарайтесь обыграть ее вместе с хозяином игрушки. Учите своих детей играть. Не нужно скупать модные и дорогие интерактивные игрушки. Важно, когда ребёнок сам озвучивает свою игрушку, тем самым развивает речь. Советский пупсик из маминого детства ничем не хуже навороченной говорящей куклы.
- Общение с ребёнком.
Ребёнка в раннем возрасте хочется очень часто целовать и обнимать. В процессе общения многие мамы используют «детские» слова, «сюсюкают» с ребёнком, искажают произношение многих звуков. Ребёнок слышит неправильную речь, воспринимает, а затем и произносит слова с искаженными звуками. Следите за своей речью, ведь именно она является образцом для вашего малыша.
- Развитие ребёнка.
Не стремитесь вложить в ребёнка до трех лет максимум информации. Каждому возрасту свои игры. Даже тогда, когда ребёнок развивается быстрее сверстников, его нервная система не готова принимать информацию из школьных учебников. Если ваш малыш в 1 год читает стихи и говорит сложными предложениями, это еще не значит, что он вырос. Уделите больше времени прогулкам с ребёнком на свежем воздухе, играм с такими же малышами, как и он сам. Не нужно ни в коем случае перегружать кроху сложной и взрослой информацией.
Воспитание детей должно приносить удовольствие родителям, тогда и ребёнок будет расти умным и счастливым!