Какую роль играет дидактическая игра в развитии детей дошкольного возраста? Такие игры обучают, воспитывают, приучают ребёнка думать и действовать самостоятельно. Конечно, во время любой игры ребёнок получает позитивные эмоции и радость, что немаловажно.
Польза и виды дидактических игр
Чем полезны такие игры? Они помогают развивать память, мышление, наблюдательность, усидчивость, расширяют кругозор. Игры развивают речь, ведь ребёнок учится высказывать своё мнение, а также помогают научиться проявлять сочувствие, уступать, быть справедливым, мыслить самостоятельно, принимать решения, моделировать разные ситуации, развивая так воображение и фантазию.
Выделяют разные виды дидактических игр, например:
- Словесные — дети описывают предметы, выделяют их признаки. То есть, ребята много говорят, объясняют разные действия, делают выводы, ищут ошибки в речи.
- Настольно-печатные для знакомства с окружающим миром — дети узнают про животных, растения, насекомых, птиц, разные явления природы. Ребёнок учится принимать решения, моделировать разные ситуации.
- Игры с предметами — используются не только игрушки, но и другие предметы. Например, шишки, каштаны, веточки, ложки, баночки, журналы. Ребята учатся видеть различия, знакомятся с величиной, цветом, размером.
Игры могут быть подвижными и спокойными. Например, во время игры с предметами, можно побегать, поиграть в мяч. А в настольные игры придётся играть сидя.
Играть надо в разные игры, не отдавая предпочтение только настольным или словесным.
Варианты игр
Вот несколько интересных и полезных игр.
Кто что ест?
Необходимо подготовить мешочек, в него сложить зерно, капусту, шишки, морковь. Дети, не глядя, вынимают предметы и угадывают, кто ест такую пищу.
Какой предмет?
Разложить картинки и природный материал, который соответствует этим картинкам. Ребёнок должен рассказать, что это такое, тяжёлое или лёгкое, большое или маленькое, какое на ощупь.
Найди пару
Из множества разных картинок надо выбрать две одинаковые.
Это когда?
У каждого ребёнка есть иллюстрации явлений природы (снегопад, дождь, светит солнце) и сюжетные картинки, которые изображают разные сезоны. Детям надо разложить соответствующие сезонам картинки.
Когда это бывает?
Ведущий читает короткие стихи о конкретном времени года, а дети отгадывают, о каком именно.
Кто это?
Взрослый описывает животное, а дети угадывают его по признакам. Например, с длинными ушами, любит морковь и капусту, прыгает — заяц.
Прилетели птицы
Взрослый называет только птиц, но иногда он должен называть животное или насекомое. Если он ошибся, то дети должны похлопать в ладоши.
Найди ошибку
Взрослый показывает игрушку и называет действия, которые может выполнять это животное. Например, заяц грызёт морковку. Если действие названо неверно, ребёнок должен указать на это.
Из чего сделано?
Ребятам предлагают разные предметы: пластиковый стакан, металлический ключ, бумажный кораблик, платок из ткани. Дети должны определить, из чего сделаны предметы.
Играть в такие игры следует регулярно. Каждый раз стоит подбирать разные варианты.
Использованы фотоматериалы Shutterstock