09.05.2020 1280

Мальчишки и пистолеты: ведут ли игры в войну к росту насилия?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

9 мая – День победы, гордости за всех защитников нашей страны. И патриотические чувства у детей проявляются не только в песнях и стихах, но и в играх. Игры «в войнушку», игрушечное оружие – все, что помогает чувствовать себя сильным и ловким, настоящим воином.

Но есть также мнение – и оно довольно популярно – что игрушки в виде пистолетов, винтовок растят детей злыми и агрессивными. Они начинают думать, что насилие – это нормально. Более того, есть страны, где такие игрушки под полным запретом. Что говорят эксперты: можно ли играть с «оружием» без вредных последствий или лучше вообще без него? Как быть действительно хорошим родителем? Разбирался MedAboutMe.

Всемирный день отказа от военных игрушек

Всемирный день отказа от военных игрушек

7 сентября – Всемирный день отказа от военных игрушек. В этот день дети стран Евросоюза могут обменивать пистолетики и ружья на сладости, книжки и мягкие игрушки.

У этой даты – большое прошлое и немало последствий. Предложение отказаться от игрушечного оружия выполняется «на местах», имеет немало перегибов. Так, в Испании не получится купить игрушечный пистолет или ружье, а в Швеции с 1979 года под запретом также солдатики в форме старше 1914 года.

В США, стране, где на одного человека приходится самое большое количество ручного оружия в мире, много случаев наказания детей за военные игры.

  • В Мэриленде двух школьников – 6-ти и 8-ми лет – отстранили от занятий за «угрозу нанесения вреда»: они целились в друзей из пальцев.
  • Десятилетнему мальчику из Вирджинии назначили исправительные работы и сняли отпечатки пальцев. Он показал в школьном автобусе игрушечный пистолет с оранжевой вставкой.
  • В Пенсильвании пятилетнюю девочку допросили за «угрозу терроризмом» после заявления, что она «выстрелит в подругу и в себя». Оружием послужил ярко-розовый «пистолет» с Hello Kitty, пускавший мыльные пузыри…

В США – долгая история военного воспитания. В середине прошлого века активно рекламировались и продавались игрушки, полностью копировавшие настоящее оружие. Сегодня такая реклама под запретом, а все «военные» игрушки должны иметь оранжевые части – чтобы полицейские могли отличить подростка с игрушечным пистолетом и не стрелять на поражение (такие прецеденты тоже были).

В Бразилии был введен запрет производства и продажи игрушечного оружия как часть борьбы с преступностью. Глава департамента юстиции и прав человека заявил: «Чтобы изменить культуру насилия, мы должны начинать с детства. Наши сыновья начнут понимать то, что мы так часто повторяем, — оружие не игрушка».

В России была попытка запрета оборота игрушечного оружия, аналогичного реальным образцам – не только огнестрельного, но и мечей, арбалетов и т. д.

Законопроект был отклонен. Угроза или нападение на человека с игрушечным оружием приравнивается к преступлению согласно УК РФ.

Игрушечные пистолеты: ведут ли они к реальному насилию?

Игрушечные пистолеты: ведут ли они к реальному насилию?

Всерьез под запретом такие игрушки в США, Бразилии и Венесуэле: странах, где много огнестрельного оружия. Детям «не рекомендуется», а кое-где и полностью запрещается не просто играть в яркие пластиковые имитации, включая водные пистолеты, но даже иметь их при себе. Считается, что такие игры ведут к насилию и агрессии у подрастающих детей. А что говорят ученые?

Удивительно, но исследования не показывают никакой связи между игрой с игрушечным оружием в детстве и агрессией во взрослом возрасте.

Комментарий эксперта
Майкл Томпсон, доктор философии, детский психолог и автор книги «Это мальчик! Развитие вашего сына от рождения до 18 лет»
Майкл Томпсон, доктор философии, детский психолог и автор книги «Это мальчик! Развитие вашего сына от рождения до 18 лет»

У всех есть неформальная теория причинно-следственной связи, что игра с оружием приводит к использованию оружия во взрослом возрасте. Тем не менее, большинство взрослых мужчин, которые участвовали в «перестрелках» и играли в ковбоев и индейцев в детстве, не совершают насильственных преступлений.

Мнения взрослых довольно разные, но результаты исследований ясны: нет никаких научных доказательств того, что игра в военные игры в детстве приводит к реальной агрессии.

К 2-му или 3-му годам появляются четкие гендерные предпочтения, когда речь заходит об игре. Как правило, мальчики склоняются к агрессивным играм, таким как борьба с монстрами, в то время как девочки более склонны заниматься куклами или играми, связанными с семьей.  

Мы не можем точно сказать, является ли это врожденным или социальным обучением. Но разница очень велика: недавний опрос показал, что около 60-80% мальчиков играют дома с агрессивными игрушками, в том числе с оружием. Примерно 30% девочек тоже так делают.

Почему так происходит? Когда ты маленький, ты не очень-то силен. С оружием ты чувствуешь себя сильным и героическим.               

Однако это не означает, что этот тип игры посвящен насилию. На самом деле речь идет о доминировании и героизме, победе и поражении, а также о том, кто в конце концов станет «хорошим парнем». Вот если в игре проявляется агрессия, есть угрозы и обиды – ее надо останавливать, не важно, перестрелка это или «дочки-матери».

С помощью воображаемых игр дети учатся контролировать свои импульсы, откладывать получение удовольствия, мыслить символически и смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Игра также позволяет детям разыгрывать свои страхи и стремления.

В исследовании российских психологов Алешиной И.Н. и Ивановой Е.С. дошкольники, игравшие с «военными игрушками», называли процесс «буду играть в цирк», «с этим всем», «с лошадками». Никто из малышей не упоминал «войну», «нападение», «оружие» и т.д., то есть не декларировал, что будет «играть в насилие».

Причины появления насилия и агрессии – не в самих предметах, а во влиянии окружающих. Так, доказано, что сладости сами по себе не вызывают истерики, этот «сладкий миф» держится на отношении родителей. Так же, как игры в войну становятся агрессивными и злобными под влиянием просмотра несоответствующих новостей, фильмов.

Игры с оружием и противостоянием помогают детям выражать важные потребности: исследовать конфликтную ситуацию и свои чувства, искать различные способы поведения и даже просто успокаиваться. Поэтому совсем отказываться не стоит. В том числе и потому, что дети способны превращать в «оружие» что угодно – от карандашей и палок до собственных пальцев.

Сегодня исследователи все чаще говорят о том, что компьютерные игры с насилием действительно повышают агрессию – из-за фрустрации, излишней вовлеченности, мифологии.

Но вот к игрушечному оружию это не относится.

Использованные источники