В 2015 году ежегодную премию для стартапов Crunchies Awards получил сервис для вызова такси Uber. Всего за год компания успела стать одним из самых дорогих и самых эффективных стартапов. Сегодня идея уберизации стремительно распространяется по планете. Здравоохранение — область, где модель Uber может стать крайне востребованной. Дешевый доктор, которого вы можете вызвать на дом в любой момент — что может быть привлекательнее? MedAboutMe разбирался в плюсах и минусах Uber-медицины и выяснял, возможна ли она в России?
Что такое «убер» и «уберизация»?
Бизнес-модель Uber появилась в нужное время и в нужном месте — и оказалась востребованной на 100%. Интересно, что подход Uber к ведению бизнеса вызвал среди предпринимателей и населения столько же восторгов, сколько и негодования. Ведь «уберизация» грозит крахом многим компаниям, предоставляющим сервисные услуги.
Что же такое Uber? Более всего она известна, как «транспортная компания», но на самом деле создатели Uber говорят о себе, как о разработчиках программного обеспечения для посреднического сервиса. Главная идея Uber — максимально сократить количество посредников между человеком и тем, кто готов предоставить ему требуемую услугу.
Uber («убер») работает только на информационном уровне и позволяет отказаться от промежуточных компаний, чье присутствие значительно удорожает процесс. При этом Uber контролирует процесс взаимодействия между заказчиком и исполнителем услуги, устанавливая правила, балансирующие на грани приемлемого для компании и потребителя.
Население в большинстве своем Uber приветствует. Популярность данной бизнес-модели растет. Уже более 50 стран в мире ввели у себя аналогичную систему. Недовольными, в основном, являются две заинтересованных стороны:
- власти,
- традиционные компании, предоставляющие аналогичные услуги.
Власти — потому что теряют контроль над бизнесом и доход от него. Традиционные сервисы — потому что теряют контроль над рынком и не могут конкурировать с Uber по ценам. Все-таки затраты на ПО намного ниже затрат на содержание, например, парка машин, офисов и штата сотрудников.
А население в целом довольно: сервис работает, цены низкие. До тех пор, пока не столкнулось с одним нюансом: Uber не отвечает за действия тех, кто оказывает услуги, а также за качество этих услуг.
Несмотря на запрет Uber в некоторых странах, популярность данной бизнес-модели стремительно растет. Тренд нашего времени — «уберизация» рынка услуг. Возникает вопрос: а что там у врачей? Можно ли «уберизировать» здравоохранение?
Примеры «уберизации» в здравоохранении: США и Европа
Примеры «уберизации» в области здравоохранения, на самом деле, уже имеются и в США, и в Европе.
Компания Pager, действующая на территории Нью-Йорка и Сан-Франциско, организует работу врачей по вызову на дом. Аналогичный сервис предоставляет компания Heal, работающая в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и в пригородах Сан-Диего.
Схема работы очень простая: врачи регистрируются в системе и, как и таксисты в нативной компании Uber, готовы принять заказ и выехать к пациенту. Первый вызов на дом через сервис компании Pager стоит пациенту 50$, каждый последующий — 200$. Услуги врачей, вызываемых через сервис Heal, могут частично покрываться страховкой Blue Shield или Anthem Blue Cross, но 99$ платит пациент. Расходы на анализы оплачиваются отдельно. Время визита доктора из системы Heal занимает 25 минут — это лучше, чем стандартные 10 минут на приеме у американского врача в кабинете. Кстати, российским читателям не стоит пугаться подобных цен. Если у человека по каким-либо причинам нет «приличной» страховки и он должен обратиться к врачу или в экстренном порядке в скорую помощь — он будет вынужден заплатить больше. Намного больше.
А еще есть MedZed в Атланте, Dispatch в Денвере и Retrace Health в Миннеаполисе. Даже сама компания Uber решила освоить еще не занятые ниши на данном рынке и прошлой зимой предложила услуги по вакцинации от гриппа в 35 городах США. 10$ — и в тот же день доктор приедет с вакциной и сделает прививку.
В Португалии компания Knok («Тук-тук, к вам приехал доктор!») предоставляет сервис по поиску ближайшего доступного врача, с которым можно связаться для получения очной консультации на дому. Оплата (от 60€ до 100€), как и в системе Uber, производится через приложение. На сегодняшний день в системе зарегистрировано уже более 50 врачей и поступают новые заявки от потенциальных ее участников.
В Великобритании первые попытки создания аналогичного сервиса пока не принесли своим разработчикам особого признания и прибыли. Они объясняют это национальной спецификой — население не привыкло платить наличными.
Будущее уберизации: лекарства онлайн, вызов врача — что еще?
Американское издательство Inc. выделяет 5 основных областей здравоохранения, где, по мнению журналистов, следует ожидать активной «уберизации» уже в ближайшее время:
- Пластическая хирургия.
Конечно, речь не идет об операциях на дому, но уже сегодня в США действует стартап Zwivel, при помощи которого пациенты общаются с хирургом посредством видео и обсуждают предстоящую операцию.
- Стоматологические услуги.
- Вызов доктора на дом.
На сегодняшний день это самый популярный и развитый сервис. О компаниях, которые оказывают подобную услугу, мы рассказывали чуть выше. Отдельным его направлением являются консультации врача на расстоянии — при помощи камеры на смартфоне, например (компания Doctor On Demand).
- Уход за пациентами на дому.
Заказ сиделки по интернету — еще одна, потенциально крайне востребованная область, пока мало освоенная «уберизаторами» здравоохранения. Несомненно, что она будет пользоваться спросом. Благо, в некоторых странах уже существуют Uber-сервисы по заказу нянь.
- Доставка лекарств.
Речь идет не о курьерской доставке из аптеки при покупке лекарств онлайн. Например, компания Zipdrug из Нью-Йорка предоставляет услуги курьера по фото рецепта.
Эффективность «докторов по вызову»
Практика американцев показывает, что «доктор по вызову» может далеко не все:
- первичная диагностика, возможная при отсутствии аппаратуры;
- лечение незначительных недугов, не требующих госпитализации;
- первая помощь при несложных травмах;
- рутинные анализы, которые можно выполнить в домашних условиях;
- медосмотр для получения справки.
То есть, речь идет о заболеваниях или состояниях, не требующих профессионального лечения. Вопросами, требующими индивидуального подхода и осложняющими работу врача по вызову, являются аллергии пациента, его хронические заболевания и иные детали, которые важно учитывать при диагностике и назначении лечения. Учитывая, что доктора при такой системе вызовов всегда будут разные, рассчитывать на то, что каждый из них будет досконально знать пациента — не приходится.
По мнению специалистов, Uber-модель в медицине не всегда работает столь же эффективно, как в сфере бытовых транспортных услуг. «Уберизация» приводит к снижению качества медицинских услуг. Основной вопрос, которым задаются противники «уберизации в здравоохранении» — следует ли так расточительно использовать время профессионалов? Врачи и медсестры, которые едут на дом к пациенту, тратят время на дорогу, при том, что оборудование для полноценного осмотра находится в их офисе. Врач, сидящий в кабинете, принимает порядка 30 пациентов в течение рабочего дня. Доктор по вызову успевает обслужить не более 7-8 вызовов — максимум 10.
Но создатели Heal видят и плюсы в работе своих врачей. Они объясняют, что доктор по вызову получает возможность самостоятельно распоряжаться собственным временем. Он может поехать к пациенту в удобное для себя время, совмещая работу с решением семейных вопросов, тогда как «офисный врач» обязан находиться на рабочем месте от звонка до звонка.
Конечно, далеко не каждый медик согласится работать в такой системе. Специфика распределения нагрузок по времени, непостоянство нагрузок и невысокая оплата могут оттолкнуть многих специалистов. По мнению некоторых врачей, уже опробовавших на себе Uber-сервис, самое большое преимущество Uber-медицины — цена — продержится недолго. В ближайшем будущем цены вырастут в несколько раз.
Наконец, кто будет отвечать за качество услуг, оказанных врачом по вызову? Уж точно не сервис. Пока масштабы и продолжительность использования Uber-услуг еще не столь велики, чтобы можно было говорить о значимых прецедентах. Возможно, в ближайшем будущем появятся соответствующие законы и образцы договоров, которые должны будут заключаться между врачом и пациентом.
Плюсы и минусы Uber-медицины
Плюсы:
- низкая цена;
- свобода выбора — для врача и для пациента;
- возможность быстро получить медицинскую услугу, не выходя из дома.
Минусы:
- отсутствие индивидуального подхода (а медицина — намного более индивидуальная область человеческой деятельности, чем транспортные услуги);
- ограниченность выбора услуг;
- фактор непредсказуемости — как для врача, так и для пациента;
- нет законодательства, регулирующего работу Uber-сервисов.
Уберизация здравоохранения в России
Безусловно, какие-то отдельные направления здравоохранения у нас рано или поздно придут к идее уберизации. Например, та же доставка лекарств: есть курьерская доставка лекарств от аптек, а это значит, что до создания курьерской интернет-службы с аналогичными функциями — один шаг.
Уже существуют многочисленные сервисы вида «Задать вопрос врачу». И есть их платные версии, обычно поддерживаемые клиниками. А Минздрав РФ активно продвигает идеи телемедицины. Не так уж и долго ждать того момента, когда доктора начнут давать видеоконсультации частным лицам.
Но с вызовом частного доктора на дом в России все не так просто. Лицензирование — вот основное препятствие для уберизации в российском здравоохранении. Чтобы доктор мог работать по вызовам, не входя в структуру какого-либо медицинского учреждения, он должен иметь соответствующую лицензию (или лицензии) на оказание определенного рода медицинских услуг и лицензию на осуществление частной медицинской практики. А последняя подразумевает наличие помещения и оборудования, соответствующего нормам СЭС и других регулирующих органов. Частная медицинская практика без лицензии является уголовным преступлением.
Итак, если в транспортном сервисе Uber может работать любой водитель, не имеющий лицензии на частную «водительскую» деятельность, то в области здравоохранения это невозможно. А если доктор имеет собственный офис и лицензию, то вряд ли он будет готов ездить целый день по пациентам — проще и выгоднее принять их в офисе.
Но мы подождем. Мир меняется. Рано или поздно и Россия вступит в эпоху уберизации — в том числе и в здравоохранении.