Наверное, многим родителям приходилось замечать, как их ребёнок разговаривает с невидимым собеседником. Это нормальное явление, дети иногда придумывают себе друзей. Согласно результатов исследований, выдуманные приятели появляются у малышей в большинстве случаев в период от трех до семи лет.
Виртуальная дружба ребёнка и опасения родителей
Друзья нужны каждому человеку. У кого-то их много, у кого-то пара-тройка, но, как говорится, лучших. Но что делать, когда друг у ребёнка не настоящий, а виртуальный? Только не из социальных сетей, как это часто происходит у взрослых, а выдуманный, то есть существующий исключительно в его воображении, в мире фантазий маленького человечка?
Разберемся на примере одной ситуации. Мама гуляет с дочкой в парке. И вдруг совершенно неожиданно девочка говорит: «Мама, подожди Машу, она от нас отстала». Мама в недоумении оглядывается — никакой Маши ни рядом, ни вдалеке нет... За ужином ситуация повторяется: «Маше нужно поставить стул и положить в тарелку котлету». Мама снова в растерянности, и тут дочь поясняет, что Маша — это белочка, лисичка, кошка, а может даже и девочка, и даже в подробностях рассказывает биографию нового друга.
Родители в шоке, и такая реакция вполне понятна. Они не могут понять, что это — просто бурная фантазия ребёнка или проблемы с психикой? И что делать в такой ситуации — не обращать внимания на причуды малыша или бежать к психиатру?
По словам детских психологов, виртуальные друзья появляются у ребёнка в период от трех до семи лет. Ведь именно в это время его воображение начинает бурно развиваться. А потом такого рода «дружба» постепенно сходит на нет. Но в данный период ребёнку нужны ролевые игры, и очень удобно привлекать к ним виртуальных персонажей. Прежде всего, это удобно, потому что он всегда рядом. А еще его очень удобно постоянно трансформировать и поручать любые, даже самые невыполнимые задания.
Виртуальная дружба и эмоции малыша
Казалось бы, виртуальных друзей могут придумывать только единственные дети в семье, которые не имеют компаньонов для игр. Однако и в многодетных семьях родители иногда обнаруживают своих малышей в компании придуманных зайчика, лисички или медвежонка. Если ребёнок обладает богатым воображением, он наверняка напридумывает себе персонажей даже тогда, когда нет недостатка в общении.
Некоторых взрослых пугает то, что ребёнок может начать путать выдуманный мир с реальным. Однако результаты исследований показывают, что в большинстве случаев чувства, которые дети испытывают к своим невидимым приятелям — это не дружба, а что-то похожее на взрослые эмоции по поводу хорошего фильма или книги. Ведь все мы сопереживаем героям художественного произведения, а иногда они даже помогают нам найти правильный выход из сложной ситуации. Но, досмотрев фильм или дочитав книгу, мы спокойно возвращаемся к реальной жизни. Поэтому повода для беспокойства нет.
Общение с невидимым товарищем
В некоторых случаях невидимый товарищ себя никак не проявляет и только иногда появляется на рисунках малыша. Его присутствие родители обнаруживают совершенно случайно. Например, на рисунке ребёнка после посещения зоопарка, на котором изображены мама с папой, сам ребёнок, а рядом с ними еще какое-то существо. На вопрос: «Кто это?» родители получают очень интересный ответ с мельчайшими подробностями. Оказывается, это львенок, который вот уже два месяца как спит на коврике возле детской кроватки и охраняет ребёнка на прогулке.
Иногда общение с выдуманными героями становится ежедневным — они едят вместе с малышом, гуляют и ложатся спать. Время от времени виртуалы получают материальную оболочку, вселяясь в какую-нибудь игрушку или домашнее растение.
Родительская любовь в ответ на появление у ребёнка виртуального друга
Причинами появления виртуальной дружбы могут стать:
- богатая фантазия малыша, которая в будущем может помочь ему хорошо учиться в школе. Задавайте ребёнку вопросы, выясняйте подробности, предложите слепить или нарисовать виртуального друга, вместе придумайте ему виртуальную биографию. Такие привычки поведения помогут завоевать доверие малыша;
- дефицит внимания со стороны родителей. При этом ребёнок может придумывать себе виртуальных родителей, которые играют с ним каждый день. В таком случае взрослые, насколько бы ни были они заняты, должны пересмотреть свой распорядок дня и найти в нем время для взаимодействия с ребёнком. Ведь никакие игрушки не заменят малышу живое общение с мамой и папой;
- иногда вымышленные персонажи спасают ребёнка от наказания. Может быть, реакция родителей на проделки малыша не всегда бывает адекватной, вот он и сваливает все на «друга-шалунишку». Если «приятель» постоянно безобразничает, имеет смысл сказать малышу, что такой друг вам не нравится, и с ним совсем не хочется играть;
- в некоторых случаях виртуальный друг воплощает какие-то страхи ребёнка, например, проблемы общения со сверстниками. Тогда малыш отказывается дружить с реальными детьми, а «невидимки» поселяются в доме надолго. В такой ситуации нужно постараться расспросить невидимого товарища, что он думает о детском садике, воспитателях, детях из группы и двора, да и о самих родителях. То, что малыш не сможет сказать сам, он сможет вложить в уста «друга». А выяснив причину, приступайте к ее устранению.
Хороший способ избавиться от виртуального друга — отправить его в далекое путешествие. А тем временем можно найти для ребёнка интересное занятие или придумать новую игру. Переключите его фантазию на сочинение сказок, сочиняйте их вместе с малышом.
Вспомните сказки про Карлсона, Питера Пена и Винни Пуха, и еще раз убедитесь в том, что существование придуманного друга не свидетельствует о наличии отклонений в развитии ребёнка. Более того, иногда такой приятель может даже стать хорошим помощником в процессе воспитания маленького человечка.
А еще нужно почаще демонстрировать малышу свою любовь, и тогда виртуальный персонаж наверняка надолго уйдет из жизни малыша.